Наука и образование — 2 Апреля 2015, 15:54

26 марта в Дубне, в Лаборатории информационных технологий Объединенного института ядерных исследований,  презентован центр уровня Tier­-1 для эксперимента CMS на Большом адронном  коллайдере. В мире таких фабрик хранения информации всего 11, 12-­я создается в России, на базе НИЦ «Курчатовский институт» и ЛИТ ОИЯИ.

Решение  о создании в России центра уровня Tier­-1 для экспериментов на Большом адронном  коллайдере  на базе НИЦ «Курчатовский институт»  и Объединенного института ядерных исследований было принято в ноябре 2011 года на заседании комитета по сотрудничеству Россия-­ЦЕРН. План работ по созданию Tier­1 в России год спустя  был одобрен наблюдательным советом проекта WLCG (грид, спроектированный в ЦЕРН и предназначенный для обработки больших объемов данных с Большого адронного коллайдера – LHC). В течение последующих лет в Лаборатории информационных технологий велись работы по созданию центра уровня Tier-­1 для эксперимента CMS на Большом адронном  коллайдере. 26 марта 2015 года новый, уникальный для России центр презентован участникам сессии Комитета  полномочных представителей правительств государств­членов ОИЯИ, которая проходила в Дубне.

Напомним, что компактный мюонный соленоид (CMS) -­ один из двух больших универсальных детекторов элементарных частиц на Большом адронном  коллайдере в ЦЕРН. Он предназначен для поиска бозона Хиггса (это открытие ученых, как известно, удостоено Нобелевской премии) и решения задач «нестандартной физики», в частности,  доказательств существования «тёмной материи».

Объединенный институт ядерных исследований участвует в эксперименте CMS с самого начала (с разработки концепции эксперимента). Основными направлениями научно­методических и научно­исследовательских работ ОИЯИ в проекте CMS является создание системы внутренних торцевых детекторов установки CMS и проведение исследований,  нацеленных на изучение процессов Стандартной модели взаимодействий элементарных частиц, поиск сигналов «новой физики» за рамками Стандартной модели и открытие бозона Хиггса.

Теперь же в Дубне создан и центр уровня Tier-­1 для этого эксперимента. Рассказывает директор Лаборатории информационных технологий профессор Владимир Кореньков:

­ Уникальность нашего центра заключается в том, что он должен работать с практически стопроцентной надежностью и доступностью, принимать всю информацию, которая появляется на Большом адронном коллайдере, обеспечить ее долговременное хранение и обеспечить этой информацией все центры, которые ее будут запрашивать. Центры обработки и анализа данных с БАК обращаются не к ЦЕРН, а к центрам Tier­-1, т.е. фабрикам хранения информации. Таких фабрик хранения информации в мире было 11, сейчас создается 12­я  ­ в России, на базе НИЦ «Курчатовский институт» и Лаборатории информационных технологий ОИЯИ. ЛИТ ОИЯИ обеспечивает эксперимент CMS, Курчатовский институт – остальные эксперименты на Большом адронном коллайдере.

У нас сделан прямой высокоскоростной канал связи с ЦЕРН, причем канал зарезервированный, чтобы он всегда был доступен. Создана очень мощная инженерная инфраструктура, т.е. система бесперебойного электропитания и климат­контроля, которые стали фундаментом этого центра. Центр Tier-­1 обладает рекордными характеристиками, в основном с точки зрения хранения информации: огромная система дисковых массивов, сейчас мы пока запустили 2,5 петабайта, в ближайшее время доведем до 4 Пбайт; ленточный робот для долговременного хранения информации – 5 Пбайт и в скором времени будем доводить до 10 ПБ. Вот такие основные характеристики. Главное – обеспечить работу в режиме реального времени, получать всю информацию, записывать ее и передавать всем центрам для обработки, анализа и моделирования.

- По сути,  для России это пионерская работа?

- Да, для России это пионерская работа. У нас были суперкомпьютерные центры, которые работали, грубо говоря, на себя. А центр Tier-­1 будет работать на все мировое сообщество, это знаковый центр, такого уровня центров в России еще не было.

Заметим, что ученые, как всегда, идут впереди, показывая возможные применения достижений информационных технологий для решения самых актуальных задач не только в науке. К примеру: весь мир  потрясла недавняя катастрофа пассажирского лайнера Airbus A320, разбившегося во французских Альпах, и  в очередной раз оказалось, что информация в одном из «черных ящиков», которая могла бы пролить свет на причины аварии, безвозвратно утрачена.  В то время как современные технологии позволяют в реальном времени передавать всю информацию с самолетов на Землю (как это делают ученые в экспериментах на БАК, передавая и храня информацию в центрах уровня Tier­1), что полностью исключает потерю данных.

Вера Федорова