11
ноября 2024понедельник
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ДубнаНачало большой работыЭкономика — 15 Марта 2012, 15:23Владимир Путин, возглавляющий наблюдательный совет Агентства, определил для АСИ роль одного из социальных лифтов, который должен помочь молодым людям направить их энергию в созидательное русло. АСИ уже начало работу по внедрению «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ». О деятельности АСИ и стандарте читателям «Встречи» рассказывает генеральный директор Национального инстиута системных исследований проблем предпринимательства Евгений Литвак. – Где будет проходить апробация «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ»? – Присоединяться к его внедрению предложено всем регионам России. В этом году отобрано 6 пилотных регионов. На их базе будут отрабатываться положения стандарта. А затем уже он с пакетом соответствующих документов будет представлен другим регионам, чтобы они внедряли его в жизнь. – Какие регионы выбраны пилотными? – Республика Татарстан, Пермский край, Липецкая, Калужская, Ульяновская и Свердловская области. С Республикой Башкортостан, Астраханской и Челябинской областями заключены соглашения о внедрении стандарта. – По какому принципу их выбрали? – Думаю, подбор регионов происходил по разным критериям. Кого-то выбирали по результатам того, что уже сделано в направлении привлечения инвестиций, кого-то – по готовности работать по единой идеологии АСИ. Это ведь тоже критерий. Возможно, не все еще регионы готовы работать по стандарту. – Что представляет собой этот стандарт? – Это документ, состоящий из 15 разделов или первоочередных требований к региональным органам власти. Требования нацелены на улучшение инвестиционного климата в регионе – начиная со стратегического планирования работы региона с инвесторами. Стратегический план должен определять, какой бизнес и в каких отраслях интересен данному региону, а также какие действия должен предпринять регион, чтобы быть интересным данному инвестору. То есть формулируется некая гарантия прав и интересов инвесторов. Регион берет на себя обязанность никоим образом им не препятствовать, обслуживать их интересы, предоставлять гарантии, льготы и прочую поддержку – улучшать нормативную базу, снижать уровень негативного регулирования. Затем в регионе должны быть созданы институты, которые работали бы с инвесторами, причем не только с приоритетными. Это может быть совет, в который вошли бы представители бизнеса, или специальное агентство. Большой блок касается раскрытия информации о деятельности органов власти, о работе с привлечением инвестиций, о том, какая инфраструктура существует в данном регионе, каковы планы ее развития. Естественно, обязателен сайт с полной информацией о регионе не менее чем на двух языках. Там должны быть и статистика, и планы, и стратегия. То есть речь идет о широком спектре информации, которую инвесторы хотят и должны получить. Кроме того, предусмотрены требования к реализации положений стандарта. Например, сайт должен быть не просто на двух языках, а наполнен вполне определенной информацией. Совет должен не только включать в себя представителей бизнеса, но и собираться с установленной периодичностью и заниматься выделенным кругом проблем, принимать решения и заданным образом их реализовывать. При этом все должно быть прозрачно и открыто, чтобы кто угодно мог оценить, насколько регион присоединился к стандарту, как он выполняет или не выполняет его требования. Беседовал Владимир Володин Малый бизнес и экономика страны Отчего малый бизнес России не производит практически ничего, кроме услуг, объяснил президент НИСИПП, профессор НИУ ВШЭ Александр Чепуренко. – Статистические данные убеждают нас, что сколько-нибудь значительных изменений с 1997 года не произошло ни в структуре малого бизнеса, ни в его месте в экономике. Что за причины тому? Первая. Экономическая система, которая сложилась в России и воспроизводится в последнее десятилетие, в принципе выталкивает наверх те предпринимательские структуры, которые никакого отношения ни к предпринимательству, ни к инновациям не имеют. Это виды бизнеса, устроенные по принципу: «распил» – «откат». Это бизнес, принадлежащий друзьям или родственникам чиновников соответствующего уровня, значительная часть дохода которых формируется за счет прямого или косвенного участия в обслуживании государственных поставок и так далее. Это то, что в западной литературе называется непроизводительным и деструктивным предпринимательством. То есть предпринимательством, которое не производит инновационную ренту, а «пилит» ренту административную или политическую, доедает очередной этап распределения или перераспределения приватизированной когда-то собственности. Вторая причина – коррупция стала системной. Когда сегодня заводят речь о борьбе со взятками, хочется просто смеяться. Гд е вы видели чиновников, берущих взятки? Коррупция в России уже давно приняла другие формы. Чиновник ничего не вымогает – он с достоинством и по праву присваивает часть активов тех фирм, которым он покровительствует. Он фактически выступает в качестве неофициального партнера по бизнесу. Если в 90-е годы мы говорили про братков, про разнообразные «крыши», то сегодня никаких крыш, кроме чиновничьих, по сути, не осталось. Свойства системной коррупции таковы, что для превращения из того игрока, которого «доят», в того, который «доит» сам, нельзя быть малым предпринимателем. Если вы – владелец заводов, шахт и пароходов, то вы можете открывать ногой определенные чиновничьи двери и, договариваясь с сидящим в этом кабинете чиновником, брать его в младшие партнеры. Но, если вы – владелец какой-нибудь прачечной, кондитерской или чего-то подобного, то ситуация окажется прямо противоположной. Это вас возьмут в партнеры, это вам разрешат открыть и поддерживать бизнес. В рамках такой системы бизнесом можно рентабельно заниматься, если он средний или крупный. Малым бизнесом можно заниматься только от глубокой безысходности или голого идеализма. Третья причина. Я бы охарактеризовал ее как невосприимчивость сложившейся системы к каким бы то ни было инновационным стимулам. В экономике, где 80% добавленной стоимости создается двумя сотнями крупных вертикально интегрированных холдингов, в основном работающих с добычей полезных ископаемых, встает вопрос: в каких инновациях они нуждаются? – Они нуждаются в инновациях для повышения эффективности своей работы. – Эти инновации создаются опытными юристами, разрабатывающими изощренные схемы по уводу средств, аффилированию, слиянию, либо наоборот – расщеплению. – У добывающих компаний уже возникли проблемы с добычей. Так что там тоже нужны модернизация и инновации. – Проблемы с добычей можно решать за счет высоты маржи, а не за счет модернизации. И пока что ситуация в мировой экономике позволяет это делать. Наконец, есть четвертая проблема. У нас все время дискутируется вопрос о том, какое нужно государство: сильное или слабое. Но почему-то никто не переводит его в другую плоскость: нужно умное государство. Умным государство, представляющее собой корпорацию чиновников, выстроивших себе виллы и блокирующих все каналы социальной мобильности для населения, а также контролирующих практически весь бизнес в стране, не может быть по определению. Вот в последние годы у нас упирают на такие меры, как содействие самозанятости. Для этого выдают пособия, чтобы начать свое дело. Много говорилось о том, что малый бизнес пока еще мало участвует в системе госзаказа. Надо увеличить для него квоту и строго наказывать тех, кто эту квоту не выполняет и так далее. Возникает вопрос: разумеется, поддерживая самозанятость, государство решает важные проблемы. Но все-таки, в моем понимании, это проходит скорее по ведомству социальной политики, чем по ведомству поддержки предпринимательства. Потому что в подавляющем большинстве предприятия, создаваемые людьми от полной безнадеги, – это типичная самозанятость, это – мелкий кустарный промысел, который дает кусок хлеба своему владельцу, но зачастую не дает даже этого. Я вспоминаю единственную статью, которую мне удалось найти в нашей прессе: с год тому назад «Известия» попытались посмотреть, что происходит с теми, кто эту поддержку получил. Картина оказалась безрадостной: подавляющее большинство этих людей очень скоро разоряется, а те, кто не разоряется, становятся именно кустарями. Скажу и о системе госзаказа. Если мы соглашаемся с тем, что бизнес в России выполняет обслуживающую функцию при чиновничьей корпорации, что в силу этого он носит в основном непроизводительный характер, то чего мы хотим добиться, еще более увеличивая встроенность малого бизнеса в коррупционные схемы госзаказа? Как минимум, мы не лечим болезнь. Поэтому очевидно, что умное государство должно по-умному отнестись и к тому набору мер, которые применяются для содействия предпринимательской активности вообще, и малому бизнесу в частности. – Тогда возникает следующий вопрос: где взять это умное государство? – Как и где могут для начала взяться точки роста? На мой взгляд, это, во-первых, может быть тот средний бизнес, который мы характеризуем, как «газели». Все-таки бизнес, построенный на распилах, по определению не может расти темпами 20–30% в год в течение 5–6 лет. Как правило, за это время из него все уже забирают. Если же он растет, значит, обладает некими компетенциями, позволяющими в этой агрессивной среде выживать. Компетенции очень часто связаны с тем, что данный бизнес строится таким образом, что он труднодоступен бюрократическому пониманию, либо это бизнес в сфере высоких технологий. – Либо это бизнес, дающий, на самом деле, еще больший процент развития. Но все, что идет сверх названных 20–30%, снимается в пользу чиновничьей «крыши». – Именно так. Но в любом случае речь идет о достаточно эффективном и самодостаточном бизнесе. И ему для еще более эффективного развития много чего не хватает. Ему не хватает кадров – их просто негде взять. – Очень многие предприниматели утверждают, что рынок труда погиб. – Рынок труда сегодня в таком состоянии, что, если вы хотите реализовать какой-то крупный проект, то, например, сварщиков надо свозить со всей России. Иначе их не хватит для строительства крупного цеха. Еще бизнес нуждается в более-менее вменяемой и предсказуемой налоговой политике. И еще ощущается нужда в том, чтобы значительная часть налогов от его деятельности оставалась там, где этот бизнес работает – на муниципальном и региональном уровне. Беседовал Владимир Володин Версия для печати Лента новостей |
Погода
0 +2 ночью 0 +2 утром 0 +2
Котировки
Партнеры |