четверг
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ЩелковскийШтурман Морозов.Возвращенные именаОбщество — 24 Августа 2013, 22:39В газете «Время» 27 и 28 в материале «Мы не все вернемся из полета» рассказывалось о трагедии, случившейся в Ельниковском районе Мордовии около деревни Молчаново. В 1948 году здесь разбился самолет Ту-2, экипаж которого состоял из наших земляков, летчиков-испытателей, похороненных тут же в братской могиле. Местные жители старались сохранить память о летчиках, собирали данные о них, а в этом году – накануне 22 июня – установили и освятили на месте их захоронения новый памятник. Не такими простыми оказались поиски родственников погибших летчиков. На момент публикаций связь была лишь с семьей техника-лейтенанта Григория Гончарука, о котором мы и рассказали на страницах нашей газеты. Но после выхода статей в свет откликнулись и другие. Так родственники штурмана экипажа майора Сергея Прокофьевича Морозова говорят большое спасибо сотрудникам Ельников-ского районного краеведческого музея Е. Никишовой и Т. Шашановой «за деятельность по сохранению памяти погибшего экипажа». В сентябре они собираются посетить Мордовию и побывать на братской могиле. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию воспоминания сына штурмана-испытателя майора Морозова – Сергея Сергеевича Морозова – о своем отце. В свою очередь еще раз благодарим наших авторов и консультантов Эдуарда Мансурова и Юрия Какадия за помощь в организации публикаций. Сергей Прокофьевич родился в марте 1914 года в Узбекистане, в городе Термез. Его отец – младший ротмистр 31-й пограничной Аму-дарьинской бригады Проко-пий Миронович Морозов (уроженец Тамбовской губернии), мать – Екатерина Васильевна Морозова (Бухарина), уроженка Самарканда, православного вероисповедания. Детальных подробностей жизни во времена Октябрьской революции, гражданской войны и НЭПа, к сожалению, не сохранилось. Известно лишь, что наш дед воевал в гражданскую, потом служил какое-то время в военкомате, демобилизовался и работал с механизмами. Долго жили в Самарканде, где отец поступил в сельхозинститут и закончил его в 1936 году. Сразу же был призван в РККА и направлен в Оренбургское летное училище штурманов, которое успешно закончил в 1938 году и, как преуспевающий в науках, получил назначение на преподавательскую работу в Краснодарское авиационное училище. В этот же год отец женился на нашей маме Елене Ивановне Морозовой (Стариковой). Уроженка Ульяновска, она оказалась в Оренбурге после окончания педагогического техникума. Предвоенные годы со слов мамы прошли в постоянной занятости отца на службе: либо занятия с курсантами, либо собственные полеты, либо изучение новых самолетов на заводах Москвы и Урала…
Начало войны застало наших родителей в разных местах – мама с дочерью Юлией была в Самарканде у родителей отца, а сам отец на Урале (в Челябинске) участвовал в передислокации и развертывании нового авиационного училища. Были разговоры о полетах за линию фронта, но ничего конкретного, к сожалению, не осталось ни в документах, ни в памяти… Достоверно известно лишь то, что в ноябре 1942 года отец был зачислен в Командно-штабную академию ВВС (Монино), которую окончил в мае 1945 года. Потом назначен на должность штурмана-испытателя. Затем – ведущего штурмана-испытателя отдела штурманской службы управления испытаний специальных технических средств ГК НИИ ВВС (Чкаловская). Являлся членом ВКП (б), занимал выборные должности. Не берусь утверждать точно, но незадолго до последнего полета был избран освобожденным секретарем в своей партийной организации… Как вспоминают члены нашей семьи, он много занимался вопросами навигации и определения местоположения летательных аппаратов. За недолгий период после академии отец с испытательными и исследовательскими заданиями побывал в разных концах нашей страны. Особыми были полеты в высокие широты на Новую Землю и по Севморпути. До сих пор у сестры хранятся бивень моржа и фотографии с непугаными белыми медведями. Эти полеты были связаны с созданием ядерного щита страны, выбором районов первых испытаний ядерного оружия, а может быть, с какими-то другими задачами. Вопросы секретности стояли всегда остро.
В момент гибели отца мне был всего один год и четыре месяца, а сестре – девять лет. От нашей семьи на похороны сына ездил дедушка. Поскольку семьи экипажа были из разных мест, пере возить и хоронить по месту жительства никого не стали. Тех людей, с кем отец ушел в последний полет, мы тоже не знаем. Говорят, что одному из погибших необходимо было срочно попасть в Москву, и он полетел пассажиром. Мама рассказывала про последнее письмо отца из Средней Азии. Он обещал скорое возвращение и гостинцы. В нашем сарае на Чка-ловской остался отцовский мотоцикл и приборный ящик с великим множеством географических карт, маршрутов и ручных геодезических и астрономических приборов, которые постепенно куда-то исчезли. К великому сожалению, даже старшая сестра имела лишь короткое время для общения с отцом. В ее памяти сохранились трогательные воспоминания об ее обучении отцом чтению еще до школы, о подготовке к Новому году, когда клеили бумажные игрушки (которые хранятся до сих пор). Но почти все время отец проводил на службе и в полетах… Родителям отца, маме и мне с сестрой, находившимся на иждивении, назначили пенсию, очень приличную по тем временам, до окончания вуза (сестра и я закончили один и тот же радиотехнический факультет Московского авиационного института соответственно в 1963 и 1971 годах). Родители отца умерли в 1953 году. Мама сделала все и даже больше, чтобы мы не чувствовали себя брошенными сиротами. Сейчас мы сами деды, и имеем свои семьи. Интерес и любовь к авиации передается в нашей семье из поколения в поколение. Сестра проработала больше сорока пяти лет в 30-м ЦНИИ МО, я отслужил двадцать шесть лет в Космических войсках и продолжаю вот уже более пятнадцати лет работать в Центре эксплуатации Роскосмоса. Муж сестры, также уроженец Чкаловской, отслужил в Военно-воздушных силах тридцать лет. Сын сестры также окончил военное авиационное училище и служил на Чкаловской. Мама замуж не вышла. Более тридцати лет проработала счетоводом и бухгалтером в чкаловской аптеке, что расположена на Институтской улице, напротив старого госпиталя. В семьдесят девять лет вышла на пенсию, а последние полтора года сильно болела. Умерла она 17 июля 2012 года в возрасте девяноста шести лет.
В октябре 1988 года я побывал на братской могиле и на месте гибели отца. Большое спасибо людям, оказавшим мне помощь и поддержку в той поездке, и тем, кто бережет память сегодня. Сергей Сергеевич МОРОЗОВ, полковник в запасе, сын штурмана-испытателя майора Сергея Прокофьевича МОРОЗОВА Версия для печати Лента новостей
Общество — 14 Сентября 2013, 13:55
— Время
Марина Лазаренкова: Поддержка детстт продумана всесто вайонне |
Погода
0 +2 вечером 0 +2 ночью -1 +1
Котировки
Партнеры |