пятница
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ШаховскийТриместры для школьников районаНаука и образование — 10 Октября 2014, 22:01Школы Москвы и Подмосковья постепенно отказываются от традиционного учебного года, разбитого на четверти, и переходят на более щадящую для учащихся систему триместров. Комиссия по социальным вопросам Общественной палаты Шаховского муниципального района под председательством К.Х. Кисельгофа разбиралась в школьной новации. На заседании присутствовал председатель районной Общественной палаты А.С. Голованов. Разъясняла инициативу управления образования заместитель директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Учебно-методический центр» Н.В. Александрова. Идея перестройки возникла на волне либерализации образования в 90-х годах и заключалась в следующем: дети учатся по жесткой схеме - пять недель ходят в школу, а каждая шестая неделя -каникулы. При этом учебный год делится не на четыре части, а на три: с начала года до 20-х чисел ноября - первый триместр, с декабря по 20 февраля - второй, с марта по майские праздники - третий. Остаток мая отводится на экзамены и аттестации. «Традиционная система школьных четвертей крайне нерациональна, - поясняет Н.В. Александрова, ссылаясь на специалистов по гигиене и охране здоровья детей и подростков РАМН. - В основном - из-за длинной третьей четверти, которая приходится на самое неблагоприятное время года, при этом материал дети изучают очень сложный. В результате ярко выраженное утомление у школьников к началу весенних каникул даже превышает утомление в конце учебного года. При расписании “пять недель учебы - неделя отдыха” дети меньше болеют, а нередко и лучше учатся». Учителя школ района также в основном одобряют нововведение. Во-первых, переход с четвертей на триместры для педагогов означает, что одним отчетом у них будет меньше. Во-вторых, выставление годовых оценок превращается в чисто техническую процедуру: если оценки, набранные учеником за год, выглядят как “5, 5, 4” - естественно, напрашивается итоговая “пятерка”. В отличие от “5, 5, 4, 4”, когда педагогу приходится принимать волевое решение. Кстати, школьникам также перепадает меньше стрессов, волнений и подозрений в учительской несправедливости: с цифрами не поспоришь. У системы есть и недостатки: если кроме обычной школы ребенок занимается, скажем, в школе искусств или спортивных секциях, то фактически полноценно он отдыхает всего один раз - в новогоднюю неделю, когда традиционные и триместровые каникулы совпадают. В остальное время он где-нибудь да учится или занимается. Расписание детских праздников и театральных представлений также рассчитано на обычный учебный график. Альтернативный режим был разработан советскими учеными еще в конце 50-х годов прошлого века. Первыми опробовали новую систему московские и ленинградские школы — больше 30 лет назад. Педагоги и родители очень хорошо знают, как резко снижается здоровье наших детей, стоит им пойти в школу. Медики, как оказалось, тоже думают об этой проблеме. В середине прошлого века исследования зарубежных ученых показали, что работоспособность учащихся существенно снижается после пяти недель учебных занятий. Именно поэтому и была предложена альтернативная структура учебного года, предполагающая регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами. На то, что «традиционная» структура учебного года далека от совершенства, впервые указал профессор С.М. Громбах в 1975 году. Он писал об этом на страницах журнала «Советская педагогика». А за последнее время из-за увеличения школьных нагрузок эта ситуация еще обострилась. После введения триместровой системы в ряде школ ученые-медики НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН провели исследование, чтобы оценить влияние нового учебного плана на здоровье. Зафиксировано меньше случаев повышенной и высокой степени не-вротизации, психоэмоциональное состояние учащихся оказалось более устойчивым. Таким образом, регулярное чередование учебы и каникул положительно сказывается на здоровье. Говоря о плюсах новой системы, с точки зрения учителей, следует отметить следующее: во время каникул обучающиеся могут прийти в школу и получить консультацию по предметам, которые вызывают у них затруднение, и ликвидировать задолженности перед окончанием триместра. Возможность внесения корректив в структуру учебного года определена Типовым положением об общеобразовательном учреждении, согласно которому годовой календарный график разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно. «По системе триместров два года работала Муриковская школа, так что для Шаховского района она не в новинку», - пояснила Н.В. Александрова. Вместе с тем на заседании комиссии Общественной палаты выяснилось, что планируя широкое введение системы триместров, управление образования работало исключительно внутри ведомства, не известив о новации партнеров по образовательному процессу. В частности, член Общественной палаты директор Шаховского историко-краеведческого музея Т.А. Яйцова о новом графике работы школ узнала только от Н.В. Александровой. А ведь к школьным каникулам музей традиционно перестраивает работу, проводит различные выставки и т.д. Правда, Татьяна Алексеевна заявила, что успеет к первым триместровым каникулам внести в работу учреждения соответствующие коррективы. А вот успеют ли перестроиться другие партнеры: управление соцзащиты, служба занятости, комиссия по делам несовершеннолетних, ОВД, Госавтоинспекция, Дома культуры, библиотеки, молодежные физкультурно-спортивные клубы, детская школа искусств, Дом детского творчества и т.д.? Ответ на этот вопрос члены комиссии получить не смогли. В индивидуальных беседах с учителями выяснилось, что внутри школ необходимую работу педагоги провели: заручились поддержкой родителей, учащихся, управляющих советов, а вот с партнерами по образовательному процессу почти не работали. Ведь время было летнее, все в отпусках. Да и некоторые документы с области к тому времени еще не пришли. Поэтому решать проблемы с партнерами, видимо, будут в течение учебного года. Информацию Н.В. Александровой о переходе школ на триместры члены Общественной палаты приняли к сведению и решили держать ситуацию под контролем.
В. ДЮДИН Версия для печати
О подготовке к работе в зимний период Шаховского филиала Западных электрических сетей ОАО МОЭСК рассказывает корреспондент Н.Голубева.
Все радиостанции Шаховский
Лента новостей |
Погода
0 +2 утром 0 +2 днем 0 +2
Котировки
Партнеры |