понедельник
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ШаховскийЗащитить права ребенкаОбщество — 21 Ноября 2014, 13:4920 ноября прошел Всероссийский день правовой помощи детям. Тематика «детского правозащитного дня–2014» – защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Подмосковье были организованы пункты оказания бесплатных юридических консультаций по вопросам прав детей, опеки, попечительства и детско-родительских отношений. Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области провели беседы-консультации по правовым вопросам, «круглые столы», правовые викторины с воспитанниками детских домов, коррекционных школ-интернатов. О правах детей и подростков как раз и идет речь в интервью с Уполномоченным по правам ребенка в Московской области Валерией Юрьевной АНДРЕЕВОЙ, прозвучавшем на телеканале «3600 Подмосковье». - Валерия Юрьевна, мало кто знает, честно признаться, про 20 ноября. Почему выбрана именно эта дата? - 20 ноября в 1989 году в ООН принималась Конвенция о правах ребенка. Школьники Подмосковья знают Конвенцию о правах ребенка и то, что в этот день объявлен Всемирный день защиты ребенка. - А их родители, бабушки, дедушки? Мне кажется, массово никто об этом не говорит. - В Московской области этому дню уделяется внимание, а впервые таким образом этот день был проведен как День защиты прав детей и День оказания правовой помощи год назад по инициативе правительственной комиссии и Уполномоченного при президенте по правам ребенка Павла Астахова. В этом году впервые координирующим органом этого дня во всей РФ выступило министерство юстиции. Министерство провело координационное совещание, на котором были собраны руководители министерств, ведомств и организаций, которые имеют непосредственное отношение к вопросам обеспечения прав детей и бесплатной юридической помощи. - Бесплатная юридическая помощь - это важно, потому что, действительно, можно говорить о том, что наши граждане неграмотны в правовых аспектах, многие не знают элементарных вещей. - Абсолютно согласна с вами. Собственно говоря, намерения проведения подобных меро-приятий направлены, прежде всего, на то, чтобы просветить людей в правовом отношении, чтобы люди знали свои права, основные положения нормативно-правовых актов. Большинство обращений связано с незнанием людей своих прав, и большая часть наших ответов заявителям связана с разъяснением действующего законодательства. Вы как раз коснулись темы обращений, заявлений граждан. У нас так построена государственная система обеспечения прав, как раз на заявительном принципе: пока не попросишь, тебя не услышат. Однако важно и то, насколько власти готовы к диалогу. - Очень большое количество людей, которые нуждаются в помощи, в поддержке, в мерах социальной защиты, порой не знают, на что они имеют право. Вот этот заявительный принцип предполагает как раз фактор получения этой гарантии меры любой социальной поддержки, любой другой гарантии обеспечения прав только при том, когда они заявят в соответствующий орган о своем праве, чтобы его реализовать. До тех пор им никто не предложит и не скажет: “Вы знаете, вы имеете на это право, приходите, получите его”. Надо прийти и заявить: “Я имею право на поддержку, окажите мне ее”. - Как быстро органы готовы удовлетворить прошение человека? - Действует законодательство, которое предполагает немедленное реагирование. Если есть нормативные условия для реализации того или иного права, надо немедленно принимать меры по удовлетворению заявления с разъяснениями, если человеку не ясно, что нужно представить, какие документы, почему одни документы являются основанием для того, чтобы удовлетворять то или иное право. Поэтому очень важно, какие люди, чиновники работают в управлении образования, в органах опеки и попечительства, в службе социальной защиты населения. Человеческий фактор имеет огромное значение. - Образовательное учреждение - одна из самых, на мой взгляд, важных площадок для правового ликбеза. Какие вопросы чаще всего задают школьники, и как с ними общаются? - Вопросы задают самые разные. Прежде всего, с самых ранних лет они заявляют: “А на что я имею право?” Начинается разговор с конвенции о правах ребенка, где прописаны основные права, и наши школьники находят ответы на эти вопросы. Уже в течение восьми лет по инициативе Уполномоченного по правам человека в Московской области А.Е. Жарова проводится конкурс “Права человека глазами ребенка”. В этом году он будет проходить в 9-й раз. Мы сохраняем работы ребят, издаем их. В последнее время особенно часто возникают вопросы детско-родительских отношений. Конфликты в семье. Раньше это носило локальный характер, невозможно было узнать, почему сегодня ребенок пришел с плохим настроением, почему у него синяк на руке или на лице. В процессе работы с учеником выяснялось, что это в том числе связано и с жестоким обращением в семье. Такого рода, к сожалению, появляются проблемы, которые ребята сейчас пытаются решать в школе, имея правозащитника. У нас достаточно примеров, когда при таких конфликтных ситуациях проблему удавалось решить на самом этапе ее возникновения. - Расскажите, что представляет собой система школьного омбудсмена. Кто в нее входит? - С 1 сентября 2009 года у нас в каждом образовательном учреждении стали появляться уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса. Это выборная должность, на которую может быть, в соответствии с положением, назначен или педагог, или родитель. Основанием к такому заявлению является учрежденный смотр-конкурс лучших уполномоченных, который мы приняли проводить, когда познакомились с опытом работы этой категории школьных сотрудников. Их опыт должен стать достоянием всех. Тем более, что мы только начинали по этому пути работать. Основное назначение этих людей - это правовое просвещение и оказание помощи, если необходимо, восстанавливать права или не допускать их нарушения. Когда мы стали знакомиться с опытом работы школьных уполномоченных, мы имели даже доказательства их участия, в том числе и в суде. Вот у нас на первом конкурсе победил уполномоченный из Клинского муниципального района. Она сопровождала семью в судебном порядке, и они судебный процесс выиграли. Это такой опыт, как говорится, высший пилотаж. - Валерия Юрьевна, расскажите, с какими проблемами вам приходится сталкиваться? - В аппарат Уполномоченного по правам человека, в котором работает и Уполномоченный по правам ребенка, за год попадает около 13 тысяч обращений, 37-38% из них - это обращения, связанные с нарушением прав детей и их законных представителей. Если квалифицировать эти обращения по тематике, то наибольшее количество связано с нарушением жилищных прав. К сожалению, эта проблема остается преобладающей. Еще одна проблема - это нарушение имущественных прав детей в части выплаты алиментных обязательств со стороны родителей. Конфликты в семье, связанные с распадом семьи, возникает проблема с установлением вопросов о месте проживания ребенка, в вопросах сопровождения ребенка, обеспечения его имущественных, жилищных прав, ребенок становится разменной монетой между бывшими супругами. - Из того, что вы перечислили, я понимаю, что очень большое значение имеет и психологическая помощь. Есть ли психологи, которые работают с детьми? - Мы очень внимательно следим за ситуацией, связанной с реструктуризацией образовательных учреждений, поэтому очень важно, чтобы в каждом образовательном учреждении были специалисты, которые могут оказывать такую индивидуальную помощь детям, и не только детям, взрослым, педагогам в том числе. Стабильным остается количество психологов, социальных педагогов в образовательных учреждениях, и есть возможность получить профессиональную помощь. - На ваш взгляд, института опеки и попечительства достаточно для защиты прав детей? - Ограничиваться только управлениями опеки и попечительства не представляется возможным, потому что работает целая правозащитная система, которая обеспечивает права детей, особенно той категории, которая относится к контролируемым органам. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На переднем плане, конечно, остаются органы опеки и попечительства, в компетенции которых правоустанавливающие документы для установления статуса, контроля за замещающими семьями, с тем, чтобы наилучшим образом были обеспечены и защищены права вот этой категории детей. - У детей-сирот проблем очень много, начиная от квартирного вопроса, заканчивая льготами. Что происходит у нас в области с соблюдением прав детей-сирот? - Буквально на днях состоялось заседание Комитета по законодательству и государственному строительству в Совете Федерации, где этой проблеме был посвящен специальный вопрос буквально о судебной практике, связанной с обеспечением жилищных прав. Само наименование у этого вопроса, “Судебная практика”, свидетельствует о массовых нарушениях жилищных прав этой категории детей. Мне на том совещании было приятно заявить, что никакой очереди в Московской области, в принципе, быть не должно. Есть список, и я назвала только две цифры, которые заслуживают самого серьезного внимания и уважения. Вот в этом году 1 миллиард и почти 200 миллионов рублей будет потрачен на то, чтобы обеспечить жильем по списку 534 детей-сирот. Задолженности по обеспечению жильем стоящих в очереди нет. Есть проблема другая: к нам обращаются лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищные права которых были нарушены несколько лет тому назад до принятия изменения в законодательстве, которое гарантирует жилищное право, если невозможно проживание детей, достигших 18-летия. Реализовать они свое право могут только в судебном порядке, и вот аппарат уполномоченного в этой ситуации существенную поддержку им оказывает, готовим иски. Губернатор Московской области Андрей Воробьев внимательным образом не просто следит, а контролирует обеспечение этого права детей-сирот на получение жилья. Ответственность лежит на главах муниципальных образований, потому что субвенции на то, чтобы это жилье обеспечить детям-сиротам, передаются в муниципалитеты.
- Спасибо за беседу. Версия для печати
О подготовке к работе в зимний период Шаховского филиала Западных электрических сетей ОАО МОЭСК рассказывает корреспондент Н.Голубева.
Все радиостанции Шаховский
Лента новостей |
Погода
0 +2 утром 0 +2 днем 0 +2
Котировки
Партнеры |