понедельник
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ЧеховскийВойна глазами детейОбщество — 7 Мая 2013, 20:29Девятого мая мы будем отмечать 68-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Время, увы, безжалостно. Всё меньше остаётся непосредственных её участников, но ещё живы те, чьё детство совпало с суровыми годами самой кровопролитной из войн. Их называют «дети войны», это те, кто родился в период с 1929 по 1945 годы и вынес на своих хрупких детских плечах все её тяготы. Многие оказались на оккупированной территории, в блокадном Ленинграде, были юными узниками концлагерей, но, несмотря на это, они и сегодня полны сил и энергии, продолжают заниматься общественной работой, пытаются осуществить идеи, которые достойны воплощения в жизнь. «Наша жизнь, несмотря ни на что, прошла не зря!» Эти слова Лидии Ивановны Водиной можно считать девизом поколения «детей войны».
«Первое, что мы ощутили - это голод...», -вспоминает Лидия Ивановна. Перед началом войны Лиде было десять лет. Вместе с мамой и двумя старшими братьями она жила в подмосковном Наро-Фоминске, в коммуналке. Мама работала няней в детском саду, а отец по клеветническому доносу пьяницы-соседа был арестован в 1937-м году (а в 1959-м посмертно реабилитирован «за отсутствием состава преступления»).
В общем, детские годы девочки Лиды и так были «не сахар», а тут ещё война... Начался голод.
«Это первое, что мы ощутили: линия фронта очень быстро приближалась к нашему городу, начались перебои с продовольствием. Я даже была свидетелем ограбления магазина. В октябре уже начались бомбардировки, пожары, обстрелы, а вскоре в город вошли фашисты.Было страшно. Дом, в котором мы жили, был разрушен, поэтому пришлось прятаться сначала в окопе, а потом нас бросили в подвал кирпичного дома, где ещё собралось несколько сотен беженцев».
А в конце ноября уже началось отступление фашистских войск, они вывели всех из подвала и погнали в окрестный лес. По дороге девочке пришлось ещё многое пережить.
«Бабушка, соседка по коммуналке, сломала ногу и не могла идти
- её пристрелили у всех на глазах. Было страшно. А ещё нам пришлось в прямом смысле ползти по трупам наших и немецких солдат, так как бои шли уже на подступах к Наро-Фоминску.»
С декабря 1941-го по январь 1942-го беженцы находились в деревне Ковригино, в окрестностях которой уже действовали партизаны. Хозяйка дома, где приютилась Лидина семья, держала с ними связь и давала девочке поручения
- она носила партизанам продукты и оставляла их в определённом месте. К счастью, немцы об этом не догадывались. А в конце января объявили, что деревню сожгут и всех повесят. «Зима в тот год была суровая, было очень холодно, - вспоминает Лидия Ивановна. - Людей перегоняли из деревни в деревню, как скот. И всё же были и среди фашистов добрые люди. Видимо, те, кого принудительно забрали воевать. Когда нас гнали в сторону леса, я попала ногой в ухаб (тех, кто не мог идти дальше, обычно просто пристреливали, не жалея даже маленьких детей).»
Девочка решила, что сейчас её тоже расстреляют, но конвоир её пожалел и даже помог выбраться. И это казалось невероятным! Таким же невероятным оказалось неожиданное спасение - с окрестных холмов спустились разведчики и перестреляли всех немецких конвоиров.
«Нашей радости не было предела - мы стали их обнимать, целовать, а они нам стали раздавать свои пайки - галеты, сухари... Затем всех беженцев вернули в деревню Тимофеево, где поселили в двухэтажном здании школы, так как почти все другие были сожжены. Мама стала работать в местном колхозе, лошадей не было -плуг женщины возили на себе.
Мы тоже работали наравне со взрослыми, но уже не голодали. А о Дне Победы нам сообщили на уроке в школе. Мы к тому времени уже переехали в г. Верея. Я училась в пятом классе и была пионервожатой. Мне даже дали текст доклада, который я прочитала на площади, где состоялось торжество. А ещё мы с ребятами уже после 9 Мая ездили в Москву встречать эшелоны с возвращающимися нашими солдатами. Мы нарвали цветов и дарили им букеты!»
В дальнейшем Лида окончила школу-восьмилетку, поступила в Московский полиграфический техникум и работала по специальности в Петрозаводске. А в 1967 году её пригласили на Чеховский полиграфком-бинат. У неё сын, дочь и двое внуков. Она ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда.
Во время бомбёжек прятались... под черёмухой
«К началу войны мне исполнилось девять лет. У нас была многодетная семья - я была старшей из шести сестёр и одного брата. Мы жили в селе Былово Подольского района. О начале войны узнали по радио, у нас висел чёрный круглый репродуктор с металлическими краями.. , - так начала свой рассказ Мария Трофимовна Калин-кина. - Вскоре начались бомбёжки. От них в окнах нашего дома дрожали стёкла, и мы уходили из дома в сад, прятались там под черёмухой, хотя было бомбоубежище. Но нам казалось, что тут не так страшно. Всю ночь не спали, следили, как прожекторы «ловят» вражескую цель - немецкие самолёты, которые шли на Москву. Также немцы хотели разбомбить мост через реку Пахру, по которому возили продукты и технику к Москве, но им это так и не удалось. Так же, как и церковь у кладбища, в которой тоже прятались от бомбёжки односельчане. Наше село было огорожено проволокой в пять рядов, по которой проходило электричество. А на полях были расположены окопы, а также множество дотов и дзотов - на случай, если прорвутся немцы, но, к счастью, они до нас не дошли. В школу мы ходили до 4-го класса в деревню Поляны, а с 5-го по 10-й - в деревню Пахру. Были сильные морозы, даже иногда обмораживала щёки. Но мы вынесли всё и дождались Дня Победы.»
Об этом долгожданном событии Маша также услышала по радио.
«И это был смех сквозь слёзы, потому что из нашей большой семьи четверо не вернулись, - говорит Мария Трофимовна. - Я до сих пор не могу забыть, как бабушка, узнав о гибели родственников, распустила свои длинные чёрные волосы и рвала их на себе...»
Мария Трофимовна живёт в посёлке Столбовая, где много лет работала учительницей в местной школе, возглавляла Совет ветеранов посёлка. И сегодня, в свои восемьдесят один год, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, Почётный гражданин городского поселения Столбовая, Почётный ветеран
Подмосковья, она полна сил и энергии и активно сотрудничает с районным Советом ветеранов.
«И сейчас не могу понять, как мы выжили...»
Эти слова принадлежат Константину Степановичу Соколову, которому к началу войны исполнилось тринадцать лет. Он жил в деревне Верхние Велеми Серпуховского района.
«Радио у нас не было. Поэтому о начале войны я узнал от соседки. Помню, что утро 22-го июня было доброе, а вот весть от тёти Саши - «Костя, война... »
- не добрая. Отца призвали на фронт в первые дни войны.
Мы остались с мамой: два младших брата и я, да ещё бабушка. Я помогал матери по дому и в колхозе «Новая жизнь». Помню, был конец августа или начало сентября, мы работали на уборке картофеля на колхозном поле. Неожиданно в небе появился фашистский самолёт и сбросил три бомбы. Один осколок «достался» мне - попал в верхнюю губу -«подарок» от Гитлера... Шрам до сих пор остался.
А ещё в то военное время зимой приходилось работать на Воло-совском аэродроме. Ежедневно от каждого колхоза назначали по четыре человека с лошадью и санями, оборудованными для вывоза снега с территории. Уезжали утром, ещё было темно, а возвращались вечером, когда уже было темно. И так без выходных, пока снег не растает.
В те годы зимы были холодные и снежные, как нынешняя, а техники, как сегодня, не было: только лошадь с санями да совковая лопата, которой чистили взлётно-посадочную полосу и ангары, где до взлёта находились самолёты. А ещё было не только холодно, но и голодно. И так продолжалось до 1944 года. Версия для печати Лента новостей
Общество — 8 Апреля 2015, 14:14
— Чехов сегодня
Сергей Юдин: «Работы на путепроводе ведутся по плану» |
Погода
0 +2 ночью 0 +2 утром 0 +2
Котировки
Партнеры |