03
июня 2024
понедельник
 

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос

Раменский

Музыкальные школы надо переводить в другую форму

Наука и образование — 21 Мая 2013, 11:12

14 мая в школе № 15 выступал ансамбль «Песни мира» из московской школы № 1060 элементами вальдорфской педагогики). Его руководитель Т.А.Рокитянская, автор программы «Каждый ребенок -музыкант», рассказала о своем взгляде на перспективы музыкального образования

14 мая школа № 15 принимала гостей. 19 юных музыкантов и три их руководителя в течение часа исполняли русские, украинские, молдавские, армянские песни, аккомпанируя себе на гуслях и флейтах, скрипке, виолончели и даже на колесной лире.

Гриша Володин, 6 класс: «Мы сами выбираем, каким инструментом нам хочется заниматься. Во втором классе у нас проводили уроки гуслей, показывали разные приемы, как на них играть. Мне понравилось, как они звучат — и я стал заниматься. У нас сейчас в школе два учителя по гуслям».

Один из них — жуковчанка Елена Се-мибратова, которая и организовала визит ансамбля «Песни мира» в наш город.

После концерта гостей долго водили по мастерским народных ремесел и музеям, которые располагаются на подворье храма св. Пантелеимона.

«Каждый ребенок -музыкант»

Так называется программа Т.А.Рокитянской, с 1990 г. работающей в знаменитой московской школе № 1060. «Я стою на том, чтобы это была программа не для музыкальных и не для специализированных школ, — говорит Татьяна Анатольевна. — Это должен быть быт абсолютно каждого человека. Он должен уметь спеть, не бояться этого. У нас каждому второму когда-то сказали, что он не должен петь, и это большая психологическая травма. Голос, его выливание вовне — это необходимость просто биологическая. Мы же заставляем детей говорить по-английски! А это просто музыкальный язык — другой язык, которым человек должен владеть. Если не петь — будут болезни...

В нашей школе с 1 класса по 11-й 2 часа в неделю обязательные занятия музыкой. И класс делится на две группы, как на английском, поэтому в группе от 12 до 15 человек. Сначала идет знакомство с инструментами. Скажем, четверть отводится на гусли. У нас все дети в разной степени играют на гуслях. После те, кому понравилось, ходят к учителю отдельно заниматься. А на уроке все берут скрипку.

В 3-4 классах один раз в неделю — оркестр. Эти 12-15 человек приходят каждый со своим инструментом. Если у тебя ничего нет — блокфлейта в любом случае есть.

И потом наш ученик идет на концерт и может спокойно два часа слушать. Когда он слушает скрипку, у него пальцы шевелятся, спина шевелится, у него вот это дыхание в правой руке идет... Родители уже изнемогают, а ребенок хочет еще.

В профессионалы пойдут просто единицы. У нас ставка не на профессионализм, а на то, чтобы жить с музыкой. Я люблю говорить, что это как язык. Мы встретились, мы слушаем одну музыку — нам говорить ничего не надо, мы все поняли. Музыка — это нечто чувственно-интуитивное. Притом что сейчас слова, речь настолько девальвированы, искажены — какие-то словечки, которые ничего не выражают. А нужен язык связующий, который говорит больше, чем можно сказать словами. И это есть музыка».

Пение - путь к изживанию страхов

«У нас сейчас страшное и опасное место. Идет многонациональность, и она будет у нас. Даже смешно думать, что этого не будет. Весь мир скоро будет таким. Поэтому мы должны научиться уважать другие культуры, понимать их, ценить за то, что они чем-то отличаются, и на этой почве дружить. Так был создан ансамбль «Песни мира», — объясняет Т.А.Рокитянская. — Раньше такие коллективы занимались 3-4 раза в неделю. Мы встречаемся раз в неделю, потому что дети безумно загружены. Они приходят в субботу: час поют, час играют в оркестре, два часа танцуют. Сейчас танцуем больше, потому что у нас долго не было хореографа. Потом обедаем: родители готовят нам обед по очереди. После ложимся на диванчики, слушаем музыку — как правило, народную или голоса вокальные. Слушаем, обсуждаем. После этого ребята еще остаются, кто хочет, попеть индивидуально или позаниматься инструментом.

Я сначала не предлагала изучать русские фольклорные песни. Дети сами захотели их петь — после поездки в Молдавию. Там мы были героями дня, нас показали по молдавским новостям: русские дети поют на молдавском языке. Так вот, когда мы вернулись, они спросили: «Почему мы не поем на русском языке?»

Теперь ребята говорят, что Молдавия — лучшая страна. Им там было хорошо, и молдован они уже не испугаются. А ведь страх — это как холестериновые бляшки. Мы еще поездим — они станут просто люди мира. У них не будет этих страхов.

Я считаю, что ездить надо. Это важно — как некая миссия. Когда мы садимся в поезд и они начинают петь или играть на флейте, весь вагон смотрит на них, прислушивается. Через какое-то время подходят: «Откуда вы? Зачем? Что вы делаете?» Однажды мы везли русских и немецких ребят на ферму в Пензенскую область, и с нами ехала одна старушка. Она слушала, стала спрашивать — и расплакалась: немецкие дети и наши едут вместе работать, поют. Она еще, видимо, войну помнила. Если мы едем в поезде, мы уже все равно что-то там показываем — что есть другая жизнь, другие взгляды, другие ценности».

Всем хочется подлинности

«Музыкальная школа идеологически и исторически себя изжила, — считает Т.А.Рокитянская. — Она должна быть в другой форме. Ко мне в школу приезжали и Собянин, и Путин, и Фурсенко. Они приезжали именно смотреть музыку. Го-лодец сказала, что музыкальные школы надо переводить в такую форму, как у нас.

Мы привыкли воспринимать музыку как эстетическое наслаждение, а не как потребность. Что такое эстетиче-скеое наслаждение? Значит, там, на сцене, — Федор Шаляпин, Мария Каллас. А ты кто? Ты даже рот не можешь открыть. Всем рот закрывали, потому что пели единицы, которые пели хорошо. Так нельзя. Сейчас, когда это все стало на продажу, — оно вообще стало пустое. Сейчас послушать какого-нибудь музыканта на конкурсе — скукотища. Просто тоска смертная! Одна голая техника! В XIX веке женщины падали в обморок от игры Паганини — представляете, какая сильная была эмоциональная встряска? А сейчас его произведения играют в музыкальной школе. Научились все это делать, но берут только форму — а внутри ничего нет.

А людям хочется подлинности — это такая вещь, которая или есть, или ее нет. И народ с удовольствием смотрит по телевизору, например, как балерина будет петь — потому что она не профессионалка. А в условиях, когда все так материализовано.

Безимени-18.jpgНаш ансамбль — что-то среднее: мы вроде и выступать стараемся, и внутри себя что-то хотим. Если бы мы не выступали, мы могли бы сесть и петь просто в кругу. Я считаю, что за этим будущее. Но когда это сильно прорастет — я не знаю. В вальдорфской системе это понимают очень хорошо. Но она не большая, эта система, и TDe6veT от учителя боль-

...Мне довелось дважды за один день услышать «Ростовское действо» в исполнении ансамбля «Песни России». Первый раз — на сцене школы № 15, наблюдая реакцию учеников начальной школы, приведенных строем на «мероприятие». Сидевшие в первых рядах, возможно, что-то и слушали. Второй раз ребятам предложили спеть в коридорчике музея ремесел. Сначала в качестве публики предполагалась лишь я. Но буквально через несколько секунд на звук высыпала толпа малышей, занимающихся в каком-то кружке. На их лицах была столь искренняя заинтересованность, такое подлинное потрясение!..

Вот она — разница между «эстетическим наслаждением» и глубинной потребностью, о чем говорила Т.А.Рокитянская.



Версия для печати

Беслан

Митинг памяти жертв теракта в Беслане состоялся в Юровской средней школе. Репортаж Ольги Гариной-Покровской.
Все радиостанции Раменский

Лента новостей

Общество

Стройка без мойки

Облако тегов

41+  Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Богородские вести  Бронницкие вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Виадук  Видновские вести  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время  Время Чеховское  Встреча  ГИБДД  Город  Городок  Городские вести  Городской вестник  Городской квартал  Городской ритм  Грань  Деловое Одинцово  Деловой прием  Дмитровский вестник  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевский курьер  ЖКХ  Жуковские вести  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Знамя труда  Искра-ТВ  Истринские вести  Калининградcкая правда  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Курьер-Инфо  Лобня  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  Люберецкая панорама  Маленький город  Маяк  Местные вести  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новости недели  Новые рубежи  Новый шанс  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Павлово-Посадские известия  Площадь Мира  Победа  Подольский рабочий  Призыв  ПроТВинформ  Протвино Сегодня  Пушкинский вестник  Пущинская среда  РЖД  Реут  Родники  Рошальский вестник  Своя газета  Север Подмосковья  Сельская Новь  Сенеж  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серп и Молот  Слет  События  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Щербинский вестник  Электрогорские вести  Ять  аренда  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  свинокомплекс  склады  спорт  студенты  суд  театр  терроризм  убийство  учителя  футбол  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода +19 +21
утром +22 +24 днем +23 +25
Котировки
USD ЦБ РФ 90,1915 0.4046
EUR ЦБ РФ 97,7908 0.6561

Партнеры









































все партнеры