11
ноября 2024понедельник
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос РаменскийГлавный конструктор Сергей ДаревскийНаука и образование — 9 Апреля 2013, 08:07Шаги к космосу Сергей Григорьевич Даревский родился 23 мая 1920 г. в Москве. В 1943 г. он окончил Московский авиационный институт. В 1955 г. Даревский был переведен на работу в Филиал ЛИИ. Примерно через год после его перевода в Филиал ЛИИ лаборатории, которую он возглавлял, было поручено создание так называемой «стандартной кабины». Еще через год идея создания такой кабины для самолетов была доложена С. Даревским на одной из закрытых выставок, где присутствовали министр авиационной промышленности П.В.Дементьев, генеральные конструкторы самолетов и вертолетов, специалисты ВВС. Работа не только не получила одобрения, но была надолго дискредитирована в авиации. Однако печаль Сергея Даревского была временной. По рекомендации председателя Научно-технического комитета ВВС генерал-майора М.Н.Мишука эта идея была доведена до сведения С.П.Королева, принята и впервые реализована на пилотируемом космическом корабле «Восток». Для отработки систем отображения информации (СОИ), как это было принято в авиации, был создан моделирующий стенд. По инициативе генерал-лейтенанта Н.П.Каманина к осени 1960 г. моделирующий стенд в Филиале ЛИИ, дополненный макетом спускаемого аппарата, был превращен в стенд-тренажер, на котором начались тренировки первого отряда будущих космонавтов. С.Даревский и ведущие сотрудники возглавляемой им лаборатории начали читать лекции с 20 октября 1960 г. С этого стенда было положено начало новому направлению в космонавтике — космическому тренажеростроению. К звездам через тернии Сергей Григорьевич впервые в мировой практике обосновал и реализовал комплексный подход к созданию СОИ сложных систем под единым научно-техническим и организационным руководством. Выполнение работ по космонавтике в ЛИИ осложнялось тем, что для выполнения обязательств по космонавтике руководство Института вынуждено было привлекать другие подразделения. Это приводило к срыву важных для авиации работ. В Институте нарастал большой конфликт. Тогда Даревский обратился к заместителю председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Совете министров СССР Г.Н.Пашкову. Благодаря его поддержке 21 августа 1967 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР на базе комплекса Филиала и части отделения № 5 ЛИИ было создано Специализированное опытно-конструкторское бюро (СОКБ) ЛИИ, а С.Г.Даревский был назначен начальником и главным конструктором нового подразделения в Институте. В кратчайшие сроки рядом с ЛИИ методом народной стройки были построены корпуса нового ОКБ, создано производство и начаты разработка и изготовление пультов и приборных досок для всех отечественных космических кораблей и станций, а также тренажеров. Большие достижения Под руководством С.Г.Даревского были созданы СОИ и тренажеры для подготовки космонавтов по программам «Восток», «Союз», «Союз-Апполон», лунным программам, «Алмаз», СОИ для орбитальной станции «Салют» и др. Сергею Даревскому, благодаря поддержке руководства космической отрасли, удалось создать большую кооперацию НИИ и ОКБ, академических институтов и вузов страны по обеспечению пилотируемых космических программ в создании систем отображения информации и тренажеров. Была развернута грамотная пропаганда достижений пилотируемой космонавтики в интересах всех отраслей народного хозяйства страны. Несмотря на то что в рамках авиационного ведомства были созданы два новых направления и новое молодое предприятие постоянно демонстрировало свою высокую професси- ональную и исполнительскую культуру, оно оказалось инородным в авиации. Но это не мешало Даревскому двигаться вперед. При его непосредственном участии было создано новое научное направление «Прикладная эргономика». В качестве стратегической задачи С.Г.Даревский ставил создание НИИ прикладной эргономики. Для реализации своей мечты С.Даревский и Юрий Тяп-ченко (автор настоящей статьи) подготовили постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР и ЦК КПСС, которым предусматривалась ведущая роль СОКБ ЛИИ в организации и проведении комплексной НИР по эргономике. С.Г.Даревский не замыкался на космонавтике. Он непрерывно искал пути внедрения новых идей в авиации. Особое место имеют работы по истребителю К-23. Военные всесторонне поддерживали эту работу. Головные предприятия авиапрома — игнорировали. В СОКБ была создана кабина и моделирующий стенд. На нем отрабатывались все новые технические решения. После смены руководства СОКБ ЛИИ уникальный стенд был уничтожен. Даревскому завидовали, его не принимали, ему мешали. Он вынужден был непрерывно доказывать, что его коллектив занимается важнейшим для космонавтики делом. Делом, результаты которого применимы в других отраслях народного хозяйства. Цели, которые помешали достичь После ухода в 1975 г. С.Г.Даревского из СОКБ ЛИИ головным по программе стало ЛИИ. Из состава координационного совета С.Г.Даревский и автор были выведены. За СОКБ ЛИИ оставался ряд важных работ. Но они не вписывались в стратегию новой команды СОКБ и постепенно были переданы ЛИИ, точнее — Филиалу ЛИИ. Так началось «обнуление» роли СОКБ ЛИИ в эргономике и разрушение целых направлений в области средств и систем отображения информации. «Обнуление» роли Филиала ЛИИ, СОКБ ЛИИ и далее НИИАО и коллективов смежных предприятий в области средств и систем отображения информации для космических летательных аппаратов привело к тому, что им «не нашлось» места в авиационной и космической энциклопедиях. Такое игнорирование привело к массовой фальсификации вклада ЛИИ, СОКБ ЛИИ, личного вклада С.Г.Даревского и многих ученых и специалистов ЛИИ в пилотируемую отечественную космонавтику. Во многих источниках вообще не говорится, кто сделал первый тренажер для космонавтов и где прошла подготовку к космическим полетам первая группа советских космонавтов. Однако с 1991 г. началась активная пропаганда достижения СОКБ ЛИИ в области СОИ для пилотируемой космонавтики. Особое место в этом процессе занимает авиасалон МАКС-97, на котором впервые был показан пульт нового 5-го поколения — пульт пилотируемого космического корабля «Союз-ТМА». Экспозиция на МАКС-97 вызвала большой интерес у специалистов. Сергей Григорьевич Даревский посетил эту экспозицию на МАКС-97. Ему показали, что его идеи живы и развиваются. Он впервые на глазах коллег по СОКБ прослезился. И было отчего. В 1975 г. у него, как он считает, незаслуженно отняли рожденные им направление и предприятие, которое вскоре было поглощено НИИАО, бывшим Филиалом ЛИИ, из которого родилось СОКБ ЛИИ. Неординарная личность Возвращаясь к личности С.Г.Даревского, следует отметить его неиссякаемую энергию, чувство нового, умение увидеть это новое и поддержать новые перспективные идеи. В настоящее время трудно представить, что его командой были «раскручены» принципиально новые направления в области приборо- строения, эргономики, тренажеростроения и др. Сергей Григорьевич обладал хорошей памятью, и ее он постоянно тренировал. Он умел слушать и постигать истины по докладам. Если он убеждался, что новая идея достойна внедрения, то его уже не мог никто остановить. Он начинал организовывать встречи с руководителями предприятий, учеными, часто привлекая для этих целей космонавтов. Он уделял большое внимание пропаганде новых идей, организовывая конференции приборостроителей, участие в выставках на ВДНХ. При нем многие сотрудники были многократно награждены медалями и дипломами ВДНХ. В СОКБ регулярно проводились послеполетные встречи с космонавтами. Каждый раз эти встречи придавали новый импульс работе. Космонавты что-то хвалили, что-то критиковали. Каждый участник этих встреч считал своим долгом устранить недостатки. В этом случае не требовались какие-либо указания или решения. Этот период в деятельности СОКБ ЛИИ был наиболее эффективным в творческом плане. С.Г.Даревский для многих был персоной нежелательной. Своими идеями он не давал возможности остановиться не только своему коллективу, но и другим. Но он пользовался поддержкой аппарата ЦК КПСС и ВПК, секции прикладных проблем АН СССР. Сергеем Григорьевичем были организованы всесторонние исследования особенностей работы космонавтов с пультами в скафандрах, в наддутых и ненаддутых перчатках, в условиях невесомости и при воздействии перегрузки. Эти исследования проводились совместно с заводом «Звезда», расположенным в Томилино. С уходом Даревского из СОКБ этот процесс начал уверенно затухать. Именно по этой причине в отечественной космонавтике, открывшей путь к новым технологиям, в отличие от американской, наиболее архаичен человеко-машинный интерфейс. Но не все было таким светлым. По мере роста авторитета СОКБ начали накапливаться негативные тенденции, вызванные амбициями С.Г.Даревского. Назрел конфликт между ним и одним из его ведущих специалистов. Постепенно в конфликт были втянуты партийные органы. Не нашлось мудрого руководителя ни в партийных, ни в государственных органах, чтобы конфликт был разрешен мирным путем. В 1975 году С.Г.Даревский был отлучен от созданного им детища. Но он не потерялся и на новом месте — в ВИМИ. На протяжении многих лет С.Г.Даревский был бессменным ученым секретарем межведомственного координационного совета по средствам отображения информации, председателем Московского областного управления НТО «Приборостроение», директором информационно-издательского предприятия «Информатизация», заместителем главного редактора журнала «Проблемы информатизации», вице-президентом отделения «Радиоэлектроника и информатика» Международной академии информатизации. Умер Сергей Григорьевич в 2001 г. Проводить в последний путь лауреата Ленинской премии, почетного академика Российской академии космонавтики, академика Международной академии информатизации, почетного академика Российской академии космонавтики пришли многие ученые и друзья. Отдали последний долг представители Центра подготовки космонавтов. Пришли попрощаться многие члены координационного совета по СОИ, но не было никого от руководства РКК «Энергия» им. С.П.Королева, НИИАО и от ЛИИ им. М.М.Громова. Юрий Тяпченко — главный конструктор Научно-технического центра «Альфа-М», заслуженный машиностроитель России, E-mail: uatiapchenko@rambler.ru Версия для печати
Митинг памяти жертв теракта в Беслане состоялся в Юровской средней школе. Репортаж Ольги Гариной-Покровской.
Все радиостанции Раменский
Лента новостей
Спорт — 15 Октября 2014, 19:45
Роман Терюшков: «Спортивными объектами должны управлять грамотные менеджеры»
Общество — 15 Октября 2014, 19:27
Открыт транспортный обход города Бронницы: 12 новых километров М-5 «Урал» избавят город от транзитного транспорта
Наука и образование — 13 Октября 2014, 23:58
— Жуковские вести
Одноклассников убеждали, что мы не достойны жизни
Наука и образование — 13 Октября 2014, 23:58
— Жуковские вести
Фасад Консерватории реставрируют под звуки классики |
Погода
0 +2 утром 0 +2 днем +1 +3
Котировки
Партнеры |