четверг
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ПушкинскийУникальная во всёмНаука и образование — 26 Марта 2013, 21:01
Окончание. Начало в номерах от 19 февраля и 5 марта
Состав детей был сложный. Так, по состоянию на 1984 год в школе обучалось 204 человека. Из них 18 — с абсолютной слепотой, 82 ученика занимались по рельефно-точечному шрифту, 122 воспитанника — слабовидящие дети. 104 ученика имели сопутствующие заболевания центральной нервной системы. При школе работала дошкольная группа (24 воспитанника), открытая в 1977 году с целью подготовки детей к обучению. Условия для проживания и воспитания были созданы благодаря огромному труду воспитателей Е.И. Щёкиной, Т.Д. Климковой, М.А. Лобаревой, Л.Б. Чуприковой.
При наличии такого контингента учащихся учителя, находясь в постоянном поиске оптимальных приёмов обучения, справлялись с выполнением государственных программ, памятуя, что аттестат должен быть оплачен полноценными знаниями. Трудолюбие, любовь к детям, деловитость, взыскательность учителей помогали выполнять социальную функцию образования, то есть готовить учащихся к жизни и труду. Эту задачу успешно решали учителя В.А. Сапожкова, Н.К. Новожилова, Л.Г. Кондакова, А.А. Букина, П.С. Лупиков, Е.К. Ос-тапчук, О.К. Кондратенко, М.С. Тилипман, З.П. Воропаева, Г.А. Высоковская, С.А. Жукинская, Г.Н. Лепёшкина, Л.Г. Бухтеева, Н.И. Артемье-
ва, А.Т. Чуприков, Л.Н. Хазова, К.Н. Галкина, В.М. Мочалова. Выпускники школы продолжали образование в высших учебных заведениях по следующим специальностям: юрист, учитель, инженер-программист, инженер-экономист. Вдохновение, самоотдача завучей школы Е.П. Савельевой, Г.Н. Угловского, Л.В. Клима-новой способствовали созданию в коллективе такого климата, где каждый (как педагог, так и ученик) мог реализовать себя, раскрыть свою индивидуальность.
С 1972 по 1988 год в школе работали воспитатели-созидатели. По инициативе Л.В. Филипповой создана комната боевой славы. Работу по патриотическому воспитанию продолжала Римма Тагировна Абдеева. Воспитатель Е.В. Левицкая создала комнату космонавтики. В школе побывали космонавты Аксёнов и Кубасов.
С 1980 года введён производительный труд для учащихся с 5-го по 11-й класс. Заключены договоры с Дмитровским УПП на изготовление обойного гвоздя (300 кг), с Ногинским УПП — ботиночного шнурка (20 000 пар), с Наро-Фоминским УПП — на сборку вкладыша в электропатрон (30 000). Все работы в течение учебного года были выполнены. Ребята получили за них оплату. Для проведения уроков труда было оборудовано две учебные мастерские: по обработке металла и древесины.
Особое место в жизни человека с дефектом зрения занимает музыка. В школе работали опытные музыканты: Фадей Фомич Агеев — руководитель школьного хора, Валентин Васильевич Абрамов — учитель пения, Михаил Михайлович Мызников — руководитель духового оркестра. Школьный хор на областном смотре неоднократно занимал призовые места. Бывшие участники хора с большой любовью вспоминают его и, несмотря на возраст, продолжают заниматься пением. Музыкальную эстафету достойно принял Анатолий Николаевич Александров.
* * * Специальная школа — это и реабилитационный центр. Вот почему занятия спортом очень важны для детей.
Долгие годы учителем физкультуры
работал Александр Акимович Панкратов, целиком отдававший себя им. Будучи сам мастером спорта, он особенно внимательно относился к слепым учащимся, понимая и объясняя детям важность движения. Учитель сам заливал каток, прокладывал лыжню, не считаясь с личным временем.
Учитель физкультуры Леонид Иванович Чертович своими силами смонтировал спортивный городок на школьной территории.
Особый вид деятельности учащихся — это шахматы. Занятие ими — давняя школьная традиция. Уже в феврале 1956 года команда приняла участие в юношеском шахматном соревновании. 11 участников получили спортивный разряд. Выпускник 1958 года Виктор Кулаков стал чемпионом России среди незрячих, а выпускник 1968 года
Сергей Крылов — чемпионом мира. Успешно выступал в шахматных соревнованиях Александр Литвинов.
Ежегодно шахматисты во главе с воспитателем Анатолием Николаевичем Печниковым были участниками соревнований в различных городах Советского Союза.
В школе работали опытные врачи: С.М. Баркман, Л.Ф. Файтлина, Г.А. Па-ламарчук, Л.А. Гончарова, Н.П. Григорьева, Ф.И. Эпшейн. Верными и знающими помощниками были медсёстры Л.Г. Двирская, М.А. Кайдановская, Н.А.
Татаурова. Медики трудились в тесном контакте с институтом глазных болезней им. Гельмгольца. А главный детский офтальмолог Московской области Леля Сафовна Байтерикова была куратором нашей школы. Именно в интернате появился первый в городе офтальмоскоп и началось лечение детей.
* * *
В школе работала группа незрячих учителей: А.И. Шипарев, А.И. Шумари-ков, К.С. Махалова, И.Т. Матвеев, К.М. Репина, Ф.Ф. Агеев, Н.А. Кулакова, В.В. Абрамов, В.И. Крутицкий.
В августе 1988 года директор школы Р.Н. Дьячкова по личному заявлению перешла на работу учителем русского языка и литературы.
1 сентября 1988 года директором школы был назначен Виктор Иванович Кушнеренко, работавший ранее заме-
стителем директора по воспитательной работе. Молодой обаятельный человек был доброжелательно встречен в коллективе в должности директора. Начались перемены в работе школы. Комната боевой славы была переоборудована в комнату отдыха. К сожалению, пропали экспонаты военных лет: шапка Героя Советского Союза М.И. Мочалова, медаль А.И. Шипарева и другие. Прекратила работу и комната космонавтики. Виктор Иванович решил внести коррективы и в детское самоуправление. Клуб «Содружество», который был авторитетен в коллективе, после ухода из школы группы ребят (А. Краснова, О. Остапчука, А. Евдокимова, М. Комарова) прекратил свою работу. Педагогический коллектив под руководством Л.В. Климановой трудился в прежнем режиме. Ребята, сотруд-
ники за доброе отношение к людям любили Виктора Ивановича. В 1991 году он перешёл на работу в Министерство просвещения РСФСР.
После его ухода директором школы была назначена Валентина Михайловна Мочалова, учительница начальных классов (по диплому — филолог), короткое время работавшая заместителем директора. Начался перестроечный период. Опыта административной работы у директора не хватало. В
июне 1993 года В.М. Мочалова ушла с поста.
С 1 сентября 1993 года директором школы-интерната была назначена Татьяна Фёдоровна Капцева, которая совместно с заместителями В.А. Ско-рупской, Т.Е. Касаткиной, Н.В. Макеевой смогла создать коллектив единомышленников.
Было сложное для школ время: рухнула идеология, на которой существовала прежняя система воспитательной работы. Необходимо было выстраивать новую шкалу человеческих
ценностей и внедрять её в практику работы школы-интерната.
В этот период активно велась работа по созданию кабинета информатики. Татьяна Фёдоровна грамотно руководила всеми подразделениями. Благодаря её усилиям школа достойно пережила переходный период. С 1996 года название школы-интерната изменилось: Болшевская школа-интернат для слепых и слабовидящих детей была переименована в муниципальную среднюю общеобразовательную школу-интернат для слепых и слабовидящих детей; с 1997 года — в муниципальное специальное учреждение школу-интернат для слепых и слабовидящих детей; с 2000 года — в муниципальное образовательное учреждение специальную (коррекцион-ную) школу-интернат для слепых и слабовидящих детей.
С 1 сентября 1999 года директором школы назначается учитель математики, заместитель по учебно-методической работе Нина Васильевна Макеева. Новый директор, имея педагогический стаж работы в данной школе более 30 лет, активно берётся за решение актуальных задач специального образования. Изменение социально-экономических условий, разрушение прежнего рынка труда для инвалидов по зрению требовало и изменений в социально-реабилитационной работе и допрофессиональной подготовке воспитанников. Устанавливается тесный контакт с Институтом кор-рекционной педагогики, регулярно проводятся лекции, консультации, повышающие уровень профессиональной подготовки по специальной тифлопедагогике, налаживаются связи с другими образовательными учреждениями, с предприятиями Всероссийского общества слепых, с реабилитационным центром г. Волоколамска, с вузами (университетом Дружбы народов; МГАФК в Малаховке). Ведётся многоплановая работа по теме «Новые подходы в коррекционной и социально-реабилитационной работе с детьми с нарушениями зрения». С 2005 года воспитанники школы-интерната начинают сдавать экзамены в форме ЕГЭ и традиционной форме, где демонстрируют стабильно хорошие результаты, а затем практически 100%-ное поступление в вузы и ссузы.
С 1999 года по 2009 год школа-интернат живёт и функционирует в условиях острого дефицита бюджетных средств. Нина Васильевна Макеева вынуждена начать поиск благотворительных организаций и спонсоров. Председатель городского Комитета образования Н. П. Гринько инициировала проведение акции благотворительной помощи в период проведения всероссийской недели инвалидов, пригласив для участия директоров школ и представителей некоторых городских организаций. Детям подарили игрушки, спортивные принадлежности, пособия для уроков труда и т. д. В дальнейшем такие акции проводились в течение шести лет ежегодно, что позволило решить некоторые проблемы учебно-воспитательного процесса. Возобновилась прерванная связь с РКК «Энергия». Генеральный директор Ю.П. Семёнов подарил школе новый автобус ПАЗ, который в дальнейшем, через 8 лет, корпорация помогла капитально отремонтировать. Директор находит компанию «Русс-драгмет», которая семь лет помогает школе-интернату: покупает «Газель», мебель, выполняет ремонт актового и спортивного залов, тренажёрного класса, коридоров, туалетов и других помещений. Компания «ТНК ВР» тоже оказывает большую помощь в ремонте школы. Она преображается, становится похожей на современное образовательное учебное учреждение.
Большую помощь оказывают Администрация города, организации, компании, предприятия Королёва: «Автотрэвэл», корпорация «Тактическое ракетное вооружение», «Калинин-градхлеб», «Королёвская электросеть», Собинбанк, «Монтэк», Королёвское ГОРПО, «Метроном», «Ме-татр», «Славяне», рынок «Прогресс-
сервис», торговый дом «Энергия», Библейская лига.
С 1 сентября 2009 года директором школы-интерната становится учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-методической работе Татьяна Валерьевна Морозова, проработавшая в школе-интернате на тот период более 20 лет.
По воспоминаниям
Георгия Ивановича ДЬЯЧКОВА,
первого директора,
Риммы Николаевны ДЬЯЧКОВОЙ,
директора с 1972 по 1988 год,
Нины Васильевны МАКЕЕВОЙ,
директора в 1999–2009 годах
Директора школы
1. Дьячков Георгий Иванович — 1938 — 1942 — 4 года.
2. Полозов Михаил Иванович — 1943 — 1944 (август).
3. Сергеев Герасим Фёдорович — 1944 — 1945 — 1 год.
4. Белинкин Денис Михайлович — 1945 — 1947 — 1,5 года.
5. Якубов Василий Гаврилович — 1947 — 1959 — 12 лет.
6. Мочалов Михаил Ильич — 1959 — 1966 — 6 лет.
7. Неретин Алексей Яковлевич — 1966 — 1972 — 5 лет.
8. Дьячкова Римма Николаевна — 1972 — 1988 — 16,5 лет.
9. Кушнеренко Виктор Иванович — 1988 — 1991 — 3 года.
10. Мочалова Валентина Михайловна — 1991 — 1993 — 1,5 года.
11. Капцева Татьяна Фёдоровна — 1993 — 1999 — 6 лет.
12. Макеева Нина Васильевна — 1999 — 2009 — 10 лет.
13. Морозова Татьяна Валерьевна — с 2009 года.
Версия для печати
Пушкино включат в "Губернское кольцо Подмосковья"
Все радиостанции Пушкинский
Лента новостей
Общество — 16 Октября 2014, 13:21
— Неделя в Подлипках
«Утесы» заканчивают программу полета МКС 39/40 |
Погода
0 +2 вечером 0 +2 ночью -1 +1
Котировки
Партнеры |