вторник
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ПушкинскийУникальная во всёмНаука и образование — 19 Февраля 2013, 20:49
Далёкий 1938 год. В посёлок Болшево в бывший детский дом «Лесной уголок» приехали учиться ребята с нарушением зрения. Место для школы было выбрано не случайно. От станции Болшево шла шоссейная дорога 3,5 км. С 1940 года по ней было организовано автобусное сообщение.
Московская областная средняя школа-интернат для слепых детей была открыта согласно приказу Мособлоно 23 февраля 1938 года. Организация школы была поручена Георгию Ивановичу Дьячкову, работавшему до этого директором Уваровского детского дома. Мособлоно предложило ему на выбор две территории: одну — в Волоколамском районе, вторую — в Болшеве, в посёлке Старые Горки. Георгий Иванович выбрал Болшево. Впоследствии и школу стали называть Болшевской.
Усадьба в 7,5 га ранее принадлежала водочнику Петру Смирнову. Высокие ели и сосны вплотную обступали красивое двухэтажное здание с балконом и мезонином. На территории было ещё пять жилых домов и одно холодное подсобное помещение.
Сухая возвышенная местность, почти сплошь покрытая хвойным лесом, с трёх сторон огибаемая Клязьмой с живописными берегами, имела все предпосылки для развёртывания школы-интерната.
* * *
Первый директор школы Г.И. Дьячков, учитель русского языка и литературы, дефектолог, был энергичным и деловым руководителем. В короткий срок школа была укомплектована учителями, обслуживающим персоналом, было приобретено всё необходимое оборудование, учебные и наглядные пособия, обмундирование и постельные принадлежности.
К началу учебного года в школу было принято около 70 учащихся. Было открыто пять первых классов, один из них — для подростков старше 12 лет и один — для слабовидящих детей.
И хотя надо было топить печи, носить воду из колодца, в школе царил дух добра и тепла. Со дня основания школы и до ухода на пенсию в ней работали замечательные педагоги и воспитатели: П.В. Меронен, Мария Мировна Беликова, сёстры Ростовские, в школе также трудились К.П. Ампелонская, Г.И. Дьячков, И.Г. Феофанова, В.Г. Якубов, В.А. Яковлева, Н.И. Толкачёв, А.Л. Лаврентьева, Е.В. Каманская, Е.А. Плоско-ва, М.И. Толкачёва, А.В. Болотина, З.В. Павлова и другие.
Чтобы привить ребятам трудовые навыки, в отдельном здании (ныне жилой одноэтажный дом) была обору-
дована «багетная» мастерская, в которой силами учащихся изготовлялась плетёная из прутьев мебель: стулья, кресла, столы, а также корзины, рамки для картин. Всё это реализовывалось, и школа получала дополнительные средства. Руководил этой работой директор Г.И. Дьячков, мастерская функционировала до начала Великой Отечественной войны.
Для развёртывания учебно-воспитательной работы было много неудобств. В неприспособленных классных комнатах, которые были или очень большие, или очень маленькие и не оборудованные соответствующей классной обстановкой, трудно было проводить работу с детьми. Никаких учебных ка-
бинетов не было. Учебные и наглядные пособия и библиотека находились в очень маленьких полутёмных комнатах. Маленькая столовая с кухней были в другом доме, который соединялся со школой открытым коридором. Медоб-служиванием ведала только одна медсестра. Врачебный кабинет находился в другом здании, в очень маленькой необорудованной комнате, там же был и изолятор на три койки. Больные дети иногда лежали на своих же койках в общих спальнях.
С увеличением числа учащихся было переоборудовано и утеплено холодное помещение в 190 кв. метров. Была устроена теплица с парниками, где проводились уроки по труду.
15–20 детей, не имеющих родителей, в летние каникулы находились в школе и работали на учебно-опытном пришкольном участке.
В первые годы открытия школы не было строго организованного набора, и учащиеся поступали в неё по путёвкам Управления Мособлоно в течение всего учебного года, пополняя классы, — это затрудняло учебную работу. Учителям приходилось проводить очень много дополнительных занятий с опоз-
давшими детьми по усвоению техники письма рельефным шрифтом.
С подростками учебные программы начальных массовых школ были пройдены за три года по всем предметам. В конце 1940/41 учебного года был первый выпуск учащихся, окончивших начальную школу.
* * * В сентябре 1941 года школа получила распоряжение на эвакуацию учащихся в Курганскую область. Тех, у кого были родители, оставляли дома, а сироты были эвакуированы с воспитанниками максимковского детдома. Вместе с детьми в эвакуацию был командирован завуч Василий Гаврилович Якубов. Был назначен ответствен-
ный за хранение зданий и имущества школы.
В здании школы после отъезда воспитанников обучались дети из третьей Сталинской школы посёлка Первомайского, в багетной мастерской рабочие школы шили плащ-палатки для бойцов. К концу первого года войны увеличилось количество детей дошкольного возраста, родители которых ушли на фронт. По приказу Мособлоно от 25 февраля 1943 года в школе был открыт дошкольный детдом на 80 человек. В короткий срок он был обеспечен всем необходимым оборудованием и укомплектован воспитателями и другими работниками. К 1 апреля 1942 года было принято 60 детей дошкольного возраста.
Когда в 1942 году фашисты под напором наших войск отступили от Москвы, это дало возможность возобновить обучение слепых детей. По приказу Управления детдомами Мособлоно от 8 августа 1942 года №377 Московская областная школа-интернат слепых детей вновь открылась после десятимесячного перерыва. Дети дошкольного возраста были переведены в другие дошкольные детдома. Большая часть школьного имущества была сохранена, что способствовало скорейшему восстановлению школы и приёму учащихся в новом учебном году.
В октябре 1942 года директор школы Г.И. Дьячков был призван в Красную Армию. В мае 1944 года он был демобилизован, хотя военные действия продолжались. Вышло распоряжение правительства, согласно которому учителей демобилизовывали из армии и направляли для работы в школах. Г.И. Дьячков вернулся в школу и приступил к работе в должности завуча. В 1944 году дети и сотрудники приехали из эвакуации, и школа-интернат для слепых детей начала вновь функционировать. О тяжёлых условиях жизни интерната в годы войны и необыкновенной заботе, внимании педагогов к каждому воспитаннику рассказывали в дни празднования 50-летия школы директор УПП ВОС №10 г. Москвы А.А. Шугрин и главный редактор журнала «Советский школьник» В.А. Глебов. В годы войны они учились в болшевской школе. Большинство учителей и воспитателей проживало на территории школы в трёх приспособленных для жилья домах. Один из них был переоборудован из бывшей конюшни владельца усадьбы Смирнова. В этом доме были кабинет директора, бухгалтерия и 5 небольших квартир барачного типа для сотрудников. Жизнь педагогов проходила на глазах воспитанников, что способствовало созда-
нию атмосферы доверия и доброжелательности.
В военное время школа испытывала затруднения: мебели было мало, не было достаточного количества учебников, наглядных и учебных пособий, бумаги для письма (приходилось писать на газетной бумаге), топлива (учителя и воспитанники в летнее время заготовляли пни на лесосеке за станцией Валентиновка). Были недостатки в питании, обмундировании, часть которого поступала для детей из фонда пожертвования граждан на оборону нашей страны.
В 1944 году школа была преобразована в семилетнюю, и в 1946 году состоялся первый выпуск учащихся. Для дальнейшего обучения более способные ребята направлялись в саратовскую, куйбышевскую и другие средние школы-интернаты слепых детей. Для создания лучших условий по их обучению и воспитанию в 1944 году Мособлоно было построено двухэтажное каменное здание по типовому проекту сельских семилеток, так как специальных проектов для школ слепых детей в то время не было.
* * * В 1947 году директором школы стал Василий Гаврилович Якубов, отличавшийся высокой требовательностью к учащимся и сотрудникам.
Все члены педагогического коллектива обязательно должны были сдать зачёт по знанию шрифта Брайля специальной комиссии под председательством учителя математики Андрея Ильича Шипарева в двухмесячный срок со дня поступления на работу. В тяжёлые послевоенные годы педагогический коллектив во главе с В.Г. Якубовым помогает детям, потерявшим в военные годы зрение, возвращает их к жизни, учит преодолевать психологические травмы, прививает трудовые навыки. Не щадя своих сил, работали Надежда Фёдоровна Черткова, Зинаида Константиновна Власова, Зинаида Васильевна Павлова, Екатерина Арсенть-евна Плоскова, Александра Васильевна Кулина, Андрей Ильич Шинарёв, Татьяна Ивановна Толкачёва, Владимир Сергеевич Мнев, Наталья Палла-дьевна Мнева и др. В те годы не было специальных учебников. Учебники были только на плоском шрифте. Материал воспринимался «на слух». Несмотря на это, многие учащиеся успешно окончили школу и продолжили своё образование. Так, выпускник 1958 года Николай Уваров окончил экономический факультет института, успешно защитил диссертацию, стал профессором. Из выпускников 1959 года четверо сразу поступили в МГУ, один — в Литературный институт имени A.M. Горького (В. Касьянов, В. Федотов, Н. Одинцов, Л. Злобина, А. Лати-ин). Из бесед с этими выпускниками выяснилось, что все они считают школу хорошей стартовой площадкой в своём образовании.
С увеличением контингента учащихся до 100 человек требовались дополнительные помещения. Для этой цели в послевоенное время была утеплена школьная терраса на два этажа под
классные комнаты и спальни, произведена каменная пристройка к дому, в которой было общежитие учащихся, на 150 кв. метров, увеличилась площадь общежития до 325 кв. метров. Печное отопление было заменено центральным. Была оборудована глубинная водная скважина. В школьном здании и общежитии был проведён водопровод. На пришкольном участке было посажено 200 плодовых, на территории усадьбы школы — 350 лиственных деревьев.
В школе было большое подсобное хозяйство: теплица, свинарник, конюшня, водокачка.
Приказом №3 (§2) от 16 февраля 1950 года в школе была введена должность агронома. Им долгое время успешно работал Г.И. Карпычев. Использовались в летний период и сезонные рабочие. Часть полученной продукции шла на продажу, что давало определённый доход.
В 1950 году багетная мастерская была переоборудована в щёточную. Заведующим мастерской был назначен В.Н. Амченкин. В ней изготовлялись разные щётки: одёжные, половые, сапожные и др. Объём выпускаемой продукции был значительным. В штатном расписании мастерской значились рабочие: сверловщица, монтажница, посадщица, разборщица, столяр, старший мастер, экспедитор. С 7 июня 1951 года рабочие были переведены на сдельную работу. Нормы выработки устанавливала специальная комиссия. Во время уроков труда к каждому ученику представлялась рабочая для привития им навыков. Ребята успешно справлялись с заданием, хотя изготовление щёток не вызывало у них интереса.
* * *
25 августа 1953 года от удара молнии загорелось главное здание школы (дом Смирнова). Оно сгорело полностью. Учащихся и часть сотрудников перевели в малаховскую школу-интернат.
В Болшеве были оставлены только учащиеся 5–8 классов, занятия с которыми не прекращались в помещениях пристройки к общежитию.
В.Г. Якубов при поддержке Мособ-лоно добился начала строительства нового здания школы. Подрядчиком выступила воинская часть, которая в обмен на территорию, выделенную ей по Павелецкой дороге, построила кирпичное двухэтажное здание на 90 человек уже к сентябрю 1954 года. Для учебных мастерских школе было выделено отдельное помещение в Мак-симкове. Ребята ходили на занятия под руководством воспитателей, которые во время уроков оказывали учащимся необходимую помощь. Эта мастерская функционировала до февраля 1966 года.
Тщательного отбора при приёме детей в то время не было, и наравне со слепыми принимались и слабовидящие. Впоследствии слабовидящие направлялись в малаховскую школу.
В новом здании были значительно улучшены условия для проведения учебно-воспитательной работы. Учителей и воспитателей в 1956 году было около 30 человек.
В 1957 году состоялся первый выпуск учащихся, окончивших среднюю школу. (Продолжение в следующем выпуске)
По воспоминаниям Георгия
Ивановича ДЬЯЧКОВА, первого
директора и Риммы
Николаевны ДЬЯЧКОВОЙ, директора
с 1972 по 1988 год
Версия для печати
Пушкино включат в "Губернское кольцо Подмосковья"
Все радиостанции Пушкинский
Лента новостей
Общество — 26 Сентября 2014, 08:39
26 сентября в Ивантеевке состоится антинаркотическая молодежная акция
Общество — 25 Сентября 2014, 21:12
Благоустройство детских площадок в Ивантеевке - в числе приоритетных задач
Общество — 25 Сентября 2014, 21:12
Ивантеевскому Центру социального обслуживания пенсионеров и инвалидов исполнилось 20 лет
Наука и образование — 25 Сентября 2014, 07:30
— Неделя в Подлипках
Книги, помогающие увидеть и услышать мир |
Погода
-1 +1 утром -1 +1 днем -1 +1
Котировки
Партнеры |