четверг
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ПушкинскийПередовая, старейшая юная двадцать вторая школаНаука и образование — 21 Февраля 2013, 21:35Классический, от Священного Писания прошедший, «юбилей» бывает только один: 50-летие. Именно его и отметила на днях королёвская средняя общеобразовательная школа № 22. Для города, которому в этом году «стукнет» 75, срок деятельности весьма почтенный! Но юбилей у учебного заведения, народом зовущегося, по старой памяти, просто «школой в Текстильщике» — «с двойным дном». Потому что на деле поселковая школа старше чуть ли не втрое и является старейшим из ныне действующих учебных заведений Королёва. До недавнего времени оспорить этот статус могла у нее лишь Болшевская № 1, выросшая из начального народного училища Болшевского императорского человеколюбивого общества, открытого на средства князей Одоевских в 1863 году. Но она прекратила свое существование несколько лет назад в результате слияния с Российской школой. Так что теперь школа в Текстильщике — несомненный патриарх: основана в 1876 году! — А при чем же здесь тогда 50-летний юбилей? — удивится читатель. Этот вопрос мы прежде всего и задали директору шко лы № 22 Н. В. Голубевой (на фото вверху). — Речь идет о 50-летии работы школы в нынешнем здании, — пояснила Надежда Викторовна. — Однако история ее действительно начинается еще в позапрошлом веке, когда известный московский предприниматель В. Г. Сапожников решил расширить производство шелковых и парчовых тканей и в дополнение к Московской шелкоткацкой фабрике открыть в Подмосковье еще одну, оснастив производство самым современным оборудованием. Владимир Григорьевич придерживался передовых взглядов не только в производстве: он, как сказали бы теперь, понимал «социальную ответственность бизнеса». Вместе с фабрикой, открытой в 1875-м, были построены для рабочих и общежитие, баня, прачечная, лавка, организован их прием в Елизаветинской лечебнице в Комаровке, в имении дяди Сапожникова — С. В. Алексеева (отца К. С. Станиславского). Позже при фабрике была устроена своя больница. Конечно, встал вопрос и о собственной школе. Для нее было построено просторное деревянное здание. Попечительницей стала жена фабриканта — Елизавета Васильевна, первой учительницей — Е. И. Фалютинская, проработавшая потом здесь много лет. Преподавать Закон Божий согласился дьякон болшевской церкви Святых Косьмы и Дамиана И. А. Никольский. Забегая вперед, скажу, что нынешнее тесное сотрудничество школы с православными пастырями имеет глубокое корни: вторым по счету учителем Закона Божьего в школе Сапожниковых (с 1894 по 1917гг.) был священник той же Кос-модамианской церкви — Н. С. Георгиевский, репрессированный в 1931 году и причисленный в 2005-м к лику святых. Сапожниковы не жалели денег на содержание школы: учебники, наглядные пособия, канцеляр ские принадлежности, составили обширную библиотеку. До революции школа всегда находилась на отличном счету, по трех-, а позже — и четырехлетней программе здесь обучались ежегодно от 30 до 130 мальчиков и девочек, работавших на фабрике (либо детей рабочих). В первом здании вскоре стало тесно, и в 1901 году на средства Сапожниковых построили новое, площадью почти 200 кв. м. Оно безотказно прослужило вплоть до 1962 года, когда школа переехала в нынешнее здание. Позднее в нем располагался филиал вечерней школы рабочей молодежи. — Выходит, 50-й юбилей школы в ее нынешнем виде состоялся еще в прошлом году? — Строго говоря — да, но мы решили перенести церемонию на февраль, когда, по давней традиции, проходит встреча наших выпускников. Так что праздновали мы его в прошедшую пятницу. Всем запомнились слова главы города В. А. Мина-кова, побывавшего у нас в гостях, о том, что школа на протяжении более чем столетия остается ярким очагом культуры для нашего микрорайона. — Как сложилась судьба фабричной школы после революции? — Сначала непросто: после национализации, а потом и остановки предприятия прервалось финансирование. Однако коллектив школы, именовавшейся теперь «Куракинской», продолжал работу даже в самых невыносимых условиях. Директором тогда была Е. А. Дорофеева, пришедшая в школу в 1912 году двадцатилетней, проработавшая здесь всю жизнь и награжденная в 1949 году за педагогический труд орденом Ленина. Усилиями нескольких учителей школа была сохранена. В 1922 году возобновила работу фабрика, в следующем году ставшая «Передовой текстильщицей» (соответственно изменилось и название школы). А через 10 лет она стала неполной средней с семилетним сроком обучения, впервые появились учителя-предметники. В 1936 году, когда количество учеников приблизилось к 300, директором стал К. И. Лифанов. В 1938-м учащихся было уже 418. С началом войны Кузьма Лифанов, его брат Иван, преподаватель естественных наук, и учитель младших классов П. Н. Небольсин ушли на фронт. Политрук К. И. Лифанов погиб уже в августе 1941 года, И. И. Лифанов вернулся с фронта кавалером ордена Красной Звезды и продолжал работу в школе. Н. П. Небольсин также возвратился домой с боевыми наградами, работал председателем фабкома на «Передовой текстильщице». С 1941 по 1953 год школу возглавлял П. А. Агапкин. По его инициативе ученики активно участвовали в строительстве поселкового стадиона, чтобы затем, на открытии, с гордостью пройти в праздничных колоннах наравне со взрослыми. С этого момента на стадионе проводились уроки физкультуры. В 1953-м директором почти на 30 лет стала И. А. Малышева. В 1958 году школа была преобразована в восьмилетку, а в 1962 году переехала в новое здание, тогда казавшееся нам верхом совершенства: просторные классы и рекреации, мастерские для уроков труда, актовый и спортзал, библиотека, гараж, теплица, собственная котельная, фруктовый сад… — То есть вы помните, как проходил переезд?
— Конечно, я ведь местная: два поколения члены моей семьи работали на шелковой фабрике. В первый класс пошла в 1957 году и «переезжала» уже шестиклассницей.
— И, наверное, активисткой?
— Точно, с октябрятской звездочки еще! С 1964 года была председателем совета дружины, в 1967-м стала старшей пионервожатой.
— Так что вопрос: «Кем быть?» перед вами не стоял?
— Меня всегда интересовала работа учителя и школьная жизнь. Наша школа была необычной: единственная из окрестных учебных заведений «школа полного дня». Мы находились здесь с девяти утра до шести вечера под присмотром воспитателей, посещая всевозможные кружки и секции, выезжая на экскурсии, в театры, занимаясь общественной работой. В школе были организованы замечательные музеи: Боевой славы и Ленина. В рамках работы последнего мы приглашали на школьные встречи людей, лично знавших Владимира
Ильича: его секретаря, шофера, телеграфиста….
Многие активисты пионерской дружины побывали в «Артеке», «Орлёнке», в том числе и я. Школа не только обучала, но и воспитывала: среди ее выпускников — известные ученые, военные, дипломаты, спортсмены, священники, артисты… Трудно подсчитать, скольких выпускников с момента основания в 1876 году проводила она в жизнь, счет идет на тысячи; только отличников и медалистов нам известно более 50. В разные годы здесь работали замечательные педагоги: Н. С. Мостепанюк,
Н. И. Смирницкая, Н. И. Суржикова, Л. М. Курдынина, З. С. Белова и многие другие (за все годы тут трудились более 350 сотрудников). Да и сейчас подобрался коллектив единомышленников, занимающихся педагогикой по призванию.
Я была старшей пионервожатой и училась на вечернем в пединституте, а с 1970 года начала работать учителем математики. В декабре отметила 45-летие своего педагогического стажа. Здесь учились мои дочери. В общем, вся жизнь здесь прошла…
— Никогда не тянуло сменить поселковую школу на более «статусную» или уйти на административную работу?
— Нет, хотя предложения были! У нас отличная школа, несмотря на то, что мы не выбираем детей по конкурсу, как в иных гимназиях, а берем всех обратившихся. Наша школа, с 1993 года получившая статус средней школы, всегда открыта для экспериментов, в ней традиционно сильны направления патриотического и духовного воспитания; на нашей базе работает школа искусств, спортсекции. Конечно, здание старое, требует постоянного
ремонта, но совместными усилиями комитета образования, Совета депутатов и родителей нашим воспитанникам удается обеспечивать неплохие условия для обучения и воспитания детей, которых сейчас у нас почти 400.
— Какое место занимает в вашей жизни школа?
— Наше учебное заведение — старейшее в округе, с прекрасными традициями, и это обязывает. И вместе с тем школа — дело вечно юное, всегда находящееся в развитии. В общем, школа — моя жизнь, и это, наверное, — счастье…
Беседовала Елена МАКСИМКИНА
Версия для печати
Пушкино включат в "Губернское кольцо Подмосковья"
Все радиостанции Пушкинский
Лента новостей
Наука и образование — 2 Октября 2014, 07:30
— Неделя в Подлипках
Людмила Шадрина: учитель должен опережать время |
Погода
0 +2 ночью -1 +1 утром 0 +2
Котировки
Партнеры |