четверг
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ПодольскийСвятая преподобномученица ЕлизаветаОбщество — 9 Октября 2014, 07:30Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому распорядку, установленному матерью. Впоследствии Елизавета Феодоровна говорила: "В доме меня научили всему". Мать внимательно следила за развитием талантов и наклонностей каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложила любовь в их сердца к ближним, в особенности страждущим людям (мать принцессы Алисы - королева Англии Виктория, отвечая на вопрос одного американца, в чем заключается главная сила Англии, показала ему Библию, сказав: "В этой небольшой книге" (А. Трофимов "Житие. Преподобномученица Елизавета". Акафист; М., ИПК "Московская правда", 1992 год; стр. 4). Елизавета с детства любила природу и особенно цветы, которые с увлечением рисовала. Всю жизнь она много времени уделяла рисованию. В двадцать лет Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра III. Венчание состоялось в церкви Зимнего дворца Санкт-Петербурга. Великая княгиня напряженно занималась русским языком, желая глубже изучить культуру и особенно веру своей новой Родины. Елизавета была ослепительно красива. Большую часть года великая княгиня жила с супругом в их имении Ильинское, в 60 километрах от Москвы. Она любила Москву с ее старинными храмами, монастырями и патриархальным бытом. В 1888 году император Александр III поручил Сергею Александровичу быть его представителем на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании, построенного на Святой Земле в память их матери императрицы Марии Александровны. Этот пятиглавый храм с золотыми куполами и до наших дней один из красивейших храмов Иерусалима. Елизавета Феодоровна привезла в дар храму драгоценные сосуды и Евангелие. После посещения Святой Земли она твердо решила перейти в православие. 12 (25) апреля 1890 года было совершено таинство миропомазания великой княгини Елизаветы Феодоровны с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елизаветы - матери святого Иоанна Предтечи, память которой Православная церковь совершает 5 (18) сентября… Теперь она могла сказать своему супругу словами Библии: "Твой народ стал моим народом, твой Бог – моим Богом" (Руфь 1;1Б). В 1891 году император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича генерал-губернатором Москвы. Елизавета Феодоровна должна была выполнять множество обязанностей на приемах, балах, концертах. Необходимо было улыбаться гостям, танцевать и вести беседы независимо от настроения, состояния здоровья и желания. … Жители Москвы скоро оценили милосердие великой княгини. Она ходила по больницам для бедных, в богодельни, в приюты для беспризорных детей и везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных… Когда началась русско-японская война (1904-1905 гг.), Елизавета Феодоровна организовала мастерские, в которых тысячи женщин на швейных машинках шили обмундирование для солдат и офицеров; на фронт шли медикаменты, продовольствие и даже походные церкви с иконами и со всем необходимым для совершения богослужения; на свои средства она сформировала несколько санитарных поездов; построила в Москве госпиталь для раненых. Однако войска терпели одно поражение за другим. Сергей считал, что необходимо принять более жесткие меры по отношению к революционерам. В ответ боевая организация эсеров приговорила великого князя Сергея Александровича к смерти.
Великая княгиня старалась не оставлять его одного и по возможности повсюду сопровождала супруга… 5 (18) февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но прошение было отклонено. …На месте убийства мужа Елизавета Феодоровна воздвигла памятник – Крест по проекту художника Васнецова. На памятнике были написаны слова Спасителя, сказанные Им на Кресте: "Отче, отпусти им, не ведают, что творят". С момента кончины супруга Елизавета Феодоровна не снимала траур, стала держать строгий пост, много молилась… Ни на каких светских приемах она не появлялась; теперь ее ничто не связывало со светской жизнью. На Большой Ордынке в Москве она приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом. В самом большом двухэтажном доме расположились: трапезная для сестер, кухня, кладовая и другие хозяйственные помещения; во втором доме – церковь и больница; рядом аптека и амбулатория для приходящих больных; в четвертом доме – квартира для священника – духовника обители, классы школы для девочек, приют и библиотека. Елизавета Феодоровна долго трудилась над составлением устава обители. На заключительной разработке устава в его окончательном варианте ей помог полковой священник Митрофан Серебрянский из Орла. Елизавета Феодоровна звала его в Москву. Но не сразу он дал согласие ей на переезд из Орла в Москву. Он чувствовал, что не в силах это сделать. И тогда рука его отнялась - пальцы не двигались. Сразу же после этого отец Митрофан поехал в Москву, пришел к Иверской часовне и со слезами молился перед Иверской иконой Божией Матери – только бы исцелилась рука, и он тут же переедет в Москву. И после того, как он приложился к иконе, пальцы больной руки стали двигаться. Тогда он пошел к Елизавете Феодоровне и радостно возвестил, что твердо решил приехать и быть духовником обители.
10 февраля 1909 года великая княгиня сняла траурное платье и облачилась в одеяние сестры любви и милосердия. …Отец Митрофан стал подлинным духовником обители, наставником и помощником настоятельницы Елизаветы Феодоровны. Она высоко его ценила. Знаменательно посвящение созданной обители святым женам-мироносицам Марфе и Марии. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющий глаголам вечной жизни, и служение Марфы - служение Господу через ближнего своего. В обители совершали богослужения и проповедовали Слово Божие лучшие пастыри и проповедники не только Москвы, но и многих отдаленных мест России. Обитель, ее храмы и богослужение вызывали восхищение современников. Красота ее храмов, прекрасный парк с оранжереями - в лучших традициях садового искусства XVIII - XIX – века соединяли гармонично внешнюю и внутреннюю красоту. В Марфо-Марьинской обители великая княгиня вела жизнь подвижницы: спала на деревянных досках без матраса, тайно носила власяницу (власяница – грубая волосяная одежда, которую носили монахини на голом теле в знак смирения. Новый толковый сло-варь рус. яз. Ефремова Т.Ф. Изд. ''Дрофа'', 2000 г.), вериги (вериги – это цепи, оковы, которые носили религиозные фанатики. Новый толковый словарь рус. яз. Ефремова Т.Ф. Изд. ''Дрофа'', 2000 г.), все делала сама и не требовала лично для себя никаких услуг от сестер, строго соблюдала посты, вкушая только растительную пищу… Ночью настоятельница (Елизавета Феодоровна) молилась в молельне или церкви, ее сон редко продолжался более трех часов… В больнице Елизавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, утешала больных и всеми силами стремилась облегчить страдания.
Они говорили, что от великой княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции… В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы. Все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались другие врачи. Исцеленные плакали, уходя из Марфо-Марьинской больницы, расставаясь с великой матушкой, так они называли настоятельницу. Великая княгиня считала главным для сестер не работу в больнице, а помощь бедным и нуждающимся. До 12 тысяч прошений в год получала обитель: просили устроить на лечение, найти работу, ухаживать за лежачими больными, отправить на учебу за границу… Одним из главных мест бедности, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Все население Хитрова уважало ее, называя "сестрой Елизаветой" или "матушкой". Она старалась спасать детей Хитровки. Ее не пугали нечистота, брань, вид людей, потерявших человеческий облик. Она говорила: "Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено" (автор-составитель А.Трофимов "Житие. Преподобномученица Елизавета. Акафист; Изд-во "Русский Хроно-граф"; Акафист, стр. 30). Елизавета Феодоровна создавала дома призрения для сирот, инвалидов, тяжелобольных, находила время для посещения их, постоянно поддерживала материально, привозила подарки. Великой княгине была присуща исконно русская любовь к паломничеству. Больным паломникам, ожидавшим исцеления от новопрославляемых святых, великая княгиня тайно помогала, ухаживала за ними. В 1914 году великая княгиня посетила монастырь в Алапаевске (Восточная Сибирь) - городе, которому суждено было стать местом ее заточения и мученической смерти. …Она помогала русским паломникам, отправляющимся в Иерусалим, где для них построила большую гостиницу. Дар духовного рассуждения особенно проявился в ее отношении к Распутину. Она много раз умоляла свою сестру-императрицу не доверяться ему и не ставить себя в зависимое положение от него, но императрица ответила ей: "Мы знаем, что святых злословили и раньше". На это великая княгиня сказала: "Помни судьбу Людовика XVI" (при французском короле Людовике XVI (1754-1793 гг.) произошло крушение монархии 21.01.1793 г., он был казнен - прим. автора). …Перед октябрьским переворотом на богослужении в обители не было еще столько народу - шли не столько за тарелкой супа или медицинской помощью, сколько за утешением и советом "великой матушки". Елизавета Феодоровна всех принимала, выслушивала, укрепляла. Люди уходили от нее умиротворенными и ободренными. Первое время после октябрьского переворота Марфо-Марьинскую обитель не трогали. Напротив, сестрам оказывали уважение, два раза в неделю к обители подъезжал грузовик с продовольствием: привозили черный хлеб, вяленую рыбу, овощи. Из медикаментов выдавали в ограниченном количестве перевязочный материал и лекарства первой необходимости… После заключения Брест-Литовского мира Германское правительство добилось от советской власти согласия на выезд великой княгини Елизаветы Феодоровны за границу. Но она отказалась покинуть Россию. Она говорила: "Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня… Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Но Бог в Библии показывает, как Он прощал Свой раскаявшийся народ и снова даровал ему благословенную силу". В апреле 1918 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, Елизавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. С великой княгиней поехали две сестры - Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Перед тем как сесть в машину, настоятельница осенила всех крестным знамением. Узнав о случившемся, Патриарх Тихон пытался через различные организации, с которыми считалась новая власть, добиваться освобождения великой княгини. Но старания его оказались тщетными. Все члены Императорского Дома были обречены. Елизавету Феодоровну и ее спутниц направили по железной дороге в Пермь. Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении в школе на окраине города Алапаевска. ...Глубокой ночью 5 (18) апреля 1918 года в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского великую княгиню Елизавету Феодоровну, инокиню Варвару вместе с другими членами Императорского Дома сбросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, она повторяла молитву, произнесенную распятым на Кресте Спасителем мира: "Господи, прости им, что не знают, что делают". Затем чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты… Из глубины шахты слышались звуки Херувимской, которую пели страдальцы перед переходом в вечность… В январе 1921 года гробы с телами великой княгини и инокини Варвары, сопровождаемые игуменом Серафимом и его двумя послушниками, отправились из Пекина в Тянцзин, затем пароходом в Шанхай. Из Шанхая – в Порт-Саид, куда прибыли в феврале 1921 года. Из Порт-Саида гробы в специальном вагоне отправили в Иерусалим, где их встретило русское и греческое духовенства, многочисленные паломники, которых революция 1917 года застала в Иерусалиме. Погребение тел новомучениц совершил Патриарх Дамиан в сослужении многочисленного духовенства. Их гробы были помещены в усыпальнице под нижними сводами храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании… Когда открыли гроб с телом великой княгини, то помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония (Граббе), чувствовался "сильный запах как бы меда и жасмина". Мощи новомучениц оказались частично нетленными. Патриарх Иерусалимский Диодор благословил совершить торжественное перенесение мощей новомучениц из усыпальницы, где они до этого находились, в самый храм святой Марии Магдалины. …В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых Новомучеников России преподобномучениц великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив празднование им в день их кончины 5 (18) июля. …Народный голос не случайно еще при жизни нарек великую княгиню святой, ибо она была живой свидетельницей вечности в нашем мире, в нашей земной Отчизне. Она перешла в православие в Лазареву субботу – и это пророчески указывало на ее последующий путь. Все мы помним, что вслед за Лазаревой субботой следует Вход Господа в Иерусалим и начинается Страстная неделя. Так и в жизни Елизаветы Феодоровны вместе со скорбями и утратами была и великая радость – создание обители Милосердия – дома Лазаря, была всеобщая любовь народа, которому она служила. Но затем последовала Страстная неделя и Голгофа. Она приняла Голгофу с молитвой о своих распинателях, до последнего мгновения исполняя то, что заповедовал Сам Господь. У русских женщин есть пример для подражания: научиться так жить и так молиться, как молилась Елизавета Феодоровна в Покровском храме, возвращаясь из московских трущоб; с великой скорбью сердечной, с любовью и надеждой на милость Божию, чтобы совершилось обращение к вере, обновление жизни несчастных людей, блуждавших по распутиям земли нашей. …Мы должны исполнить заповедь Спасителя: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его". Евгений Зиновьев, историкВерсия для печати
Журналист Алексей Лубинский побывал на стадионе "Труд" в День Города Подолська.
Все радиостанции Подольский
Лента новостей
Культура — 13 Ноября 2014, 20:59
— Утро вечера мудренее
«Но всё же, может быть, рождён я не напрасно…» |
Погода
0 +2 ночью -1 +1 утром 0 +2
Котировки
Партнеры |