14
ноября 2024
четверг
 

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос

Подольский

Судьба первого русского аса

Общество — 2 Октября 2014, 18:54

Военная авиация Великой войны была, пожалуй, самым элитным и в то же время самым демократичным родом войск. Здесь не было места карьеризму, не работали связи, ценились только индивидуальные качества каждого человека, его умение и мужество.
Александр Александрович Казаков был напористым, не терпевшим рутины, холодному расчету предпочитавшим немедленное действие. Он родился 2 января 1889 года в Херсонской губернии в дворянской семье и рано выбрал военную карьеру. В десятилетнем возрасте мальчика определили в Воронежский кадетский корпус.
Среди его знаменитых выпускников были: создатель легендарной винтовки "трехлинейки" С.И. Мосин, изобретатель электрической лампочки А.Н Лодыгин, поэт Ф.Н. Берг, журналист А.С. Суворин.
Вопреки распространённому мнению о "технической отсталости царской России" именно она вступила в Первую мировую войну, имея на вооружении самый многочисленный воздушный флот среди воюющих держав – 244 самолёта, сведённых в 39 авиационных отрядов, приданных армейским корпусам. 24 сентября 1914 года поручик Казаков получил свидетельство военного лётчика. Но долгожданной отправки не последовало по причине отсутствия самолётов, которые должны были поступить с французского завода. Завод изготавливал аэропланы "Моран-Сольнье типа Г".
Аэроплан был очень простым по конструкции: два механика всего за 11 минут, вручную, могли собрать его и подготовить к полёту. В 1913 году на аэроплане этой модели были выполнены перелёты по маршрутам: Париж - Москва; Москва - Париж; в 1914-м - Каир-Хартум-Каир. "Моран типа Г" был связан и с именем П.Н. Нестерова - именно на нём великий русский лётчик за пять часов преодолел расстояние от Москвы до Петербурга, на нём же совершил свой последний подвиг, стоивший ему жизни. Как только "Моран" был готов к полёту, Казаков 15 декабря 1914 года отбыл в авиационный отряд, приданный 4-му армейскому корпусу, действовавшему на территории Польши. 18 марта 1915 года Казаков сбил германский аэроплан ударом своего аппарата о верхнюю плоскость неприятельского, в результате чего противник прекратил разведку и метания бомб. За этот подвиг он был награждён Георгиевским оружием. А 2-го апреля 1915 года - орденом Святой Анны 3-й степени за успешное окончание авиационного отдела офицерской воздухоплавательной школы.
28 июня 1915 года Казаков был произведён в чин штабс-ротмистра. 20 августа 1915 года инициативного и храброго офицера назначили командиром 19-го корпусного авиационного отряда, воевавшего на Северном фронте. К концу 1915 года ВВС России насчитывали 332 боевых самолёта, русские лётчики сделали 9993 боевых вылета. Реализовать свою мечту об истребителе Казакову удалось, когда в его отряд стали поступать французские самолёты-разведчики "Ньюпор-10 АВ" (в России его называли "Ньюпор-9"). В феврале 1916 года киевский механик В.В. Иордан переделал по просьбе Казакова "Ньюпор-9" в одноместный истребитель. 14 июня 1916 года Казаков сбил на "Ньюпоре" свой второй вражеский самолёт - уже не тараном, а с помощью пулемёта. Это произошло в Белоруссии, в районе озера Дрисвяты. 16 июля 1916 года штабс-ротмистр уничтожил своего третьего "немца". За мужество, проявленное на должности командира 19-го авиаотряда, Казаков был награждён боевыми орденами: Святого Станислава, Святого Владимира и Святой Анны разных степеней.
Воевавший вместе с Казаковым в боевой авиагруппе (БАГ) И.У. Павлов писал: "Казаков был самым крупным героем 10-миллионной царской армии. Человек необычайно храбрый, способный в воздушном бою подходить в упор к противнику и драться до тех пор, пока тот не свалится на землю, - он вызывал восхищение в лётной среде".
К концу 1916 года в России насчитывалось 724 боевых самолёта, русские лётчики сделали 15 435 боевых вылетов. "26 августа 1916 года Казаков вступил в бой сразу с семью вражескими самолётами; один из них ушёл в сторону линии фронта, оставляя за собой длинный шлейф дыма. 8 декабря 1916 года Казаков атаковал тройку самолётов-разведчиков и после короткого боя сбил австрийский "Бранденбург-С.1". За этот подвиг Казаков 31 июля 1917 года удостоен высшей воинской награды России - ордена Святого Георгия 4-й степени.
1917 год стал годом расцвета таланта великого лётчика Александра Казакова; пять самолётов противника он уничтожил в составе боевой группы. 24 марта 1919 года Казаков награждается британским орденом "За лётные боевые заслуги". Англичане также наградили Казакова военным орденом, а французы военным крестом и высшим орденом страны - Почётного легиона.
Когда его друзья-лётчики С.К. Модрах и Н.И. Белоусов решили перейти на службу в авиацию Сибирской армии Колчака, Казаков их не отговаривал. 1 августа 1919 года он решил проводить их в дальний путь и одновременно опробовать отремонтированный истребитель "Сопвич-Сайп". Разбежавшись по взлётной полосе аэродрома Двинский Березняк, самолёт некоторое время летел в десяти метрах от земли, затем неожиданно "Сопвич" встал почти вертикально и на полной скорости врезался в землю, раздался хруст ломающихся расчалок и шасси. Ошеломлённые страшным зрелищем сослуживцы Александра Александровича бегом бросились к дымящимся обломкам, но надежда на то, что Казаков каким-то чудом остался жив, не оправдались - великий пилот скончался от перелома позвоночника.
Было много версий о причинах гибели Казакова. Однако из всех версий наиболее вероятной является версия о самоубийстве Казакова. Александр Александрович не желал покидать Родину и в то же время не видел для себя никаких других перспектив. Казакова похоронили на кладбище возле небольшой часовни в Двинском Березняке, поставив над могилой два скрещенных пропеллера. На надгробии была сделана надпись: "Мир праху твоему, герой России".
На долгие годы имя Казакова на Родине было предано забвению - белогвардеец не мог быть героем тем более что в апреле 1945 года в составе Русской освободительной армии генерала Власова была сформирована 1-я истребительная авиаэскадрилья имени полковника Казакова. Конечно, сам Александр Александрович ни сном ни духом не был повинен в таком положении дел…
Сбивший 17 самолётов лично и 20 самолётов в группе, Александр Казаков остался в истории русской авиации как первый и самый результативный лётчик-истребитель Первой мировой войны. Он же является "отцом" русской истребительной авиации и первым лётчиком, уцелевшим после выполнения успешного воздушного тарана - второго и последнего в истории Первой мировой.
Евгений Зиновьев, историк


Версия для печати

"Спортивный Подольск"

Журналист Алексей Лубинский побывал на стадионе "Труд" в День Города Подолська.
Все радиостанции Подольский

Облако тегов

41+  Аксаков  Альтернатива  Альтернативная газета  Богородские вести  Бронницкие вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Видновские вести  Волоколамский край  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время Чеховское  Встреча  ГИБДД  Город  Городок  Городские вести  Городской вестник  Городской ритм  Грань  Деловое Одинцово  Деловой прием  Дмитровский вестник  Долгие Пруды  Егорьевский курьер  Егорьевское утро  ЖКХ  Жуковские вести  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Знамя труда  Искра-ТВ  Истринские вести  Калининградcкая правда  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Куйбышевец  Курьер-Инфо  Ленинская Шатура  Лобня  Луховицкие вести  Люберецкая газета  Люберецкая панорама  МИГ  Маленький город  Маяк  Наша Апрелевка  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новые рубежи  Новый шанс  Одинцовская неделя  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Павлово-Посадские известия  Площадь Мира  По Ярославке  Победа  Подольский рабочий  Призыв  Протвино Сегодня  Пульс Ивантеевки  Пушкинский вестник  Пущинская среда  РЖД  Реут  Рошальский вестник  Своя газета  Север Подмосковья  Сельская Новь  Сенеж  Серебряно-Прудский вестник  Серп и Молот  Серпуховские вести  Слет  События  Совет  Сочи  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Щербинский вестник  Электрогорские вести  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  свинокомплекс  склады  спорт  студенты  суд  театр  терроризм  убийство  учителя  футбол  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода 0 +2
вечером 0 +2 ночью -1 +1
Котировки
USD ЦБ РФ 98,3657 0.4098
EUR ЦБ РФ 104,2901 0.0368

Партнеры









































все партнеры