03
июня 2024
понедельник
 

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос

Люберецкий

Агрессия подростков как социально-психологическая проблема: кто виноват и что делать?

Наука и образование — 1 Марта 2014, 08:26

Марк Сандомирский,
психотерапевт Европейского реестра, Москва
Всем нам памятен январский «школьный расстрел», когда ученик одной из московских школ застрелил учителя (и вместе с ним убил одного полицейского и ранил другого). Жестокое убийство, совершенное детскими руками, производит шокирующее впечатление - ведь это жестокость вдвойне. А нынче обсуждается еще одно «детское» преступление, совершенное с недетской жестокостью: в Ленинградской области 12-летний подросток облил ровесника керосином и поджег._
Рост подростковой агрессивности, наблюдаемый в российском обществе в последние годы - печальная закономерность, имеющая глубокие социально-психологические корни. Агрессия - системное социальное явление, необходимо посмотреть на него системно и бороться с этим явлением всем обществом. Мало признать, что в агрессивности подростков так или иначе виноваты их родители. Надо еще понять, что в этом отражаются как собственные проблемы родителей, так и - особенно - нарушение семейной коммуникации, общения родителей с детьми. На это влияет много факторов.
1. Агрессивная информационная среда. Особенно агрессивны видеоконтент и игровой контент интернета. Увы... Совсем изолировать детей от этого не удастся, несмотря на законодательные запреты, посыпавшиеся, как из рога изобилия. Виновата еще и цифровая социализация - чем больше в детстве компьютер заменяет родителей и игры со сверстниками, а в подростковом возрасте - живое общение, тем больше у ребенка/подростка формируется дефицит ментализации, оборотной стороной которого является жестокость и готовность к агрессии. Вспоминая классиков, человек становится таковым, глядя на свое отражение в зеркале других людей. Если же «зеркалом» для ребенка становится компьютер, с которым (не с гаджетом, конечно, а с экранными героями игр) он себя идентифицирует - каким он становится? Таким же бездушным...
2. Агрессивная, деструктивная социальная среда. Жить в агрессивном обществе и быть свободным от агрессии нельзя. Увы, происходит рост уровня агрессии в нашем обществе в целом - вместе с параллельным падением уровня сочувствия, эмпатии (это убедительно показывают результаты исследований Института психологии РАН). Опережающими темпами происходит рост агрессивности молодежи - «поколения жесть» (как социально-психологическое эхо «лихих 90-х», тех стрессов, которые в эти первые годы жизни сегодняшних подростков были пережиты их родителями). Если с молоком матери ребенок не впитал в себя способность сочувствовать, то, вырастая, он с легкостью проявляет агрессию - поскольку не умеет сочувствовать людям, просто не может мысленно поставить себя на место жертвы агрессии.
3. Кризис семьи. Влияние агрессивной информационной и социальной среды усиливается вследствие кризиса семьи как социального института. Происходит углубление разрыва поколений, дети и родители психологически отдаляются друг от друга. Формируется пассивная, отчужденная семейная среда, в которой подростки не получают той поддержки, которая им необходима. Увы, семья перестает выполнять эту важнейшую функцию - а школа не торопится начать ее обеспечивать.
4. Инфантилизация. Прогрессирующая инфантилизация, особенно заметная у представителей «поколения Z», проявляется, в частности, задержкой морально-нравственного развития, соответственно, неустойчивостью моральных норм, размытостью смысложизненных ориентиров, «убеганием» от взрослой гражданской позиции. Отсюда у инфантильных подростков и неумение прогнозировать последствия своих поступков, и нежелание принимать на себя за них ответственность, а в результате - бездумная легкость выплескивания агрессии на окружающих.
5. Психосоматические причины. Одним из следствий инфантильности современных подростков является и «детскость» эмоционального реагирования - неумение различать свои эмоции, а также их «разба-лансированность» и интенсивность телесного, психосоматического проявления. Отсюда у подростков неумение (и неготовность) справляться со своими эмоциями «экологичным» способом, без ущерба для окружающих.
6. Неврологические причины. Все больше появляется детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), гиперактивностью (СДВГ) - в пубертате у многих подростков это не исчезает полностью, а перерастает в девиантное поведение, депрессии, патологические зависимости и психосоматические расстройства, а также склонность к агрессии.
7. Педагогические причины. Рост интенсивности «школьного стресса», связанного как с проблемами взаимодействия подростка в школе, со сверстниками и учителями, так и с возрастанием «информационного прессинга» учебной программы в связи с ЕГЭ-ориентированностью обучения в старших классах.
Нужно подчеркнуть, что подростковая агрессивность не только носит характер социальной эпидемии, но еще и в эпоху Интернета «заразительность» этой эпидемии, контагиозность агрессии возрастает.
Необходим системный подход, комплексный социальный проект по снижению подростковой агрессии, созданию системы психологической поддержки для детей и подростков.
1. В школах.
Первое, самое очевидное - психодиагностика, задача которой - скрининг, выявление психологически неблагополучных школьников (не только агрессивных), нуждающихся в помощи. Сегодня это существует лишь в зачаточном состоянии.
А то, что еще более необходимо, и чего нет сегодня в школах вовсе - занятия для детей и подростков по практической психологической подготовке. Или факультативные, или включенные в курс ОБЖ. Занятия не теоретические, а практические, в доступной игровой форме - разбор (в формате социодрамы) типовых конфликтов школьного возраста (со сверстниками, учителями, родителями), способов их мирного урегулирования.
Кроме того, нужна психологическая поддержка и для педагогов, особенно по профилактике эмоционального выгорания.
Сегодня предлагается ввести аттестацию школьных психологов. Да, она нужна - но еще более необходима их мотивация, ибо сегодня эта работа непрестижна. Нужна и методическая поддержка школьных психологов, и централизованное методическое руководство их работой. То, в чем они, в частности, могут найти опору и стать менее зависимыми от административного давления. Нужна и координация их работы - в частности, с психиатрической службой.
2. Занятия для детей и подростков по практической психологии, конечно, потребуют больших затрат труда ведущих их психологов. Помочь школе, помочь детям в этой работе смогли бы специалисты, работающие в автономных психологических центрах (на аутсорсинговой основе), либо волонтеры. Пора бы вспомнить и про подростковые клубы, различные формы работы с подростками по месту жительства.
3. Нужны, очень нужны «школы» для родителей, краткий курс занятий, призванных помочь им установить эмоциональный контакт с собственными детьми, а также достичь взаимопонимания с педагогами. Многие родители не умеют выполнять важнейшую функцию - давать своим детям эмоциональную поддержку (часто потому, что и сами в детстве были такой поддержки лишены). А многие срывают на детях свои негативные эмоции - так и возникает известный порочный «треугольник», в котором родитель - «преследователь», а ребенок обречен постоянно играть роль «жертвы». И постепенно аккумулирует желание найти на эту роль кого-то другого, за пределами семьи,самому стать «преследователем».
При передаче от родителей к детям агрессия приумножается и меняет свое качество. Агрессия родителей в отношении детей - чаще всего не физическая, а словесная или косвенная. Агрессия же детей в отношении сверстников или других «замещающих объектов» реализуется в физической форме.
4. В информационном пространстве.
Нужна массированная социальная реклама в СМИ, направленная как на профилактику агрессивного поведения, так и на повышение психологической культуры общества.
Необходим «безопасный Интернет» для детей, с соответствующим контентом. И он сегодня появляется (доменная зона «дети»). Но юных «юзеров» еще нужно туда завлечь, использовать геймификацию, различные конкурсы.
Замечательно было бы, если бы к такой деятельности подключились мобильные операторы (они могли бы действительно широко продвинуть в массы бесплатную телефонную психологическую помощь) и ведущие интернет-ресурсы.
Примечание редакции: проблемы подростков, описанные в статье, актуальны и для нашего города. По этой причине мы приглашаем к сотрудничеству в их решении заинтересованных, инициативных родителей и педагогов. re3.livejournal.com


Версия для печати

Рубрика "Актуально"

Обзор оперативного совещания в администрации города.
Все радиостанции Люберецкий

You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.

Лента новостей

Облако тегов

41+  Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Богородские вести  Бронницкие вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Виадук  Видновские вести  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время  Время Чеховское  Встреча  ГИБДД  Город  Городок  Городские вести  Городской вестник  Городской квартал  Городской ритм  Грань  Деловое Одинцово  Деловой прием  Дмитровский вестник  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевский курьер  ЖКХ  Жуковские вести  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Знамя труда  Искра-ТВ  Истринские вести  Калининградcкая правда  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Курьер-Инфо  Лобня  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  Люберецкая панорама  Маленький город  Маяк  Местные вести  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новости недели  Новые рубежи  Новый шанс  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Павлово-Посадские известия  Площадь Мира  Победа  Подольский рабочий  Призыв  ПроТВинформ  Протвино Сегодня  Пушкинский вестник  Пущинская среда  РЖД  Реут  Родники  Рошальский вестник  Своя газета  Север Подмосковья  Сельская Новь  Сенеж  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серп и Молот  Слет  События  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Щербинский вестник  Электрогорские вести  Ять  аренда  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  свинокомплекс  склады  спорт  студенты  суд  театр  терроризм  убийство  учителя  футбол  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода +19 +21
утром +22 +24 днем +23 +25
Котировки
USD ЦБ РФ 90,1915 0.4046
EUR ЦБ РФ 97,7908 0.6561

Партнеры









































все партнеры