03
июня 2024
понедельник
 

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос

Люберецкий

F-70 или, Индивидуальный трек

Наука и образование — 21 Ноября 2013, 10:02

Среди учащихся специализированной, коррекционной школы есть и дзержинские ребята
Школа № 895 в Юго-Восточном округе Москвы по виду ничем не отличается от других школ. Такое же типовое здание, такой же школьный двор. Отличия начинаются в вестибюле.
Здесь нет консьержек, только охранник за высокой конторкой. За отдельным столом - администратор с радиомикрофоном в руке. По всей школе слышен его голос: <Катя Иванова! Петя Сидоров! За вами пришли родители. Спуститесь на первый этаж>. Дети здесь, даже из старших классов, не приходят и не уходят одни, только с родителями. Причина - дети здесь особенные, с особыми потребностями. Их потребности в медицинских картах обозначаются специальным кодом: F-70, F-71 и так далее.
За цифрами кроются диагнозы, которые сегодня, чтобы не травмировать детей и родителей, не принято называть публично: умственная отсталость, олигофрения, аутизм, синдром Дауна. Среди учащихся специализированной, коррекционной школы № 895 города Москвы есть и дзержинские ребята. Их - девять.
Светлана ГУРИНА в педагогической дефектологии уже 25 лет, из них шесть лет директорствует в школе № 895. Со Светланой Александровной наш разговор об этой школе, ее особенных учениках и педагогах.
- Школа существует с 1971 года, в этом году отмечали 42 года со дня основания. А первая коррекционная школа, чтобы вы знали, была открыта в Санкт-Петербурге в 1890 году психиатром Грибоедовым. Не путать с писателем Грибоедовым. Цель нашей школы - обучение, воспитание и социализация детей, имеющих недостатки интеллектуального развития. Мы обучаем детей 12 лет. Тем, кто закончил девять классов, выдается сертификат об окончании школы VIII вида. С 9-го по 12-й год обучения мы занимаемся так называемой допрофессиональной подготовкой тех наших детей, которые особенно трудно адаптируются в обществе. В школе есть картонажная мастерская, столярный класс, швейная мастерская, а также класс для занятий растениеводством.
Наши дети труднее усваивают материал, который мы им даем. Но если применять определенную систему обучения, то количество обязательно перейдет в качество, и ребенок чему-нибудь научится из того, чего он не умел.
- У вас используются какие-то специальные методики?
- У нас есть и специальные программы, и методики в том числе. Это, например, программа Ирины Бгажноковой и программа Валентины Воронковой. Но чаще всего рабочая программа обучения создается исходя из государственных требований к образовательному стандарту. Понимая, что ребенок должен знать и уметь, практически каждый наш педагог создает <дорожную карту> либо индивидуальный трек развития. А каждый наш ребенок - воистину индивидуальный трек. Когда я впервые услышала от Дмитрия Медведева, в ту пору - президента, про введение индивидуальных треков в школах, я подумала, что он либо меня подслушал, либо Выгодского перечитал! Шучу.
Давным-давно известно, что каждый человек индивидуален. Одному на понимание и осознание того или иного предмета нужно больше времени, а другому меньше. Природа создала нас очень разными, чтобы мы друг друга дополняли.
- Сколько детей в вашей школе?
- 275, а по лицензии должно быть 250 детей. Но это условно допустимый перебор. В обычных классах у нас не больше 12 человек. Но есть еще особые классы для детей со сложной структурой дефекта, у которых помимо умственной отсталости еще множество медицинских проблем. Им сложно усваивать даже нашу программу, поэтому в таких классах только шесть человек. Это сделано для того, чтобы учитель мог каждого из них охватить своим вниманием и педагогическим воздействием.
- Как к вам попадают дети?
- Только по направлению окружной медико-психологической комиссии. В каждом округе Москвы - своя комиссия. И дети из Московской области в нашей школе - это отголоски той роскошной жизни, когда ребята из Подмосковья могли учиться в московских школах. Теперь в связи с новым законом об образовании мы можем принимать детей только с московской регистрацией. Это касается всех школ, и нашей в том числе. Сегодня департамент образования распределяет деньги на школы субсидиарно, и мы несем ответственность перед государством за расходование этих средств.
- Сколько детей из Московской области учатся у вас?
- Из Люберец у нас обучается 60 детей, из Котельников - 15, из Дзержинского - 9. Нам приятно, что дети с особыми потребностями, проживающие в ближайших подмосковных городах, стремятся к нам попасть. Тем, кто поступал к нам пять-шесть лет назад, не нужна была московская регистрация, сегодня, повторюсь, это обязательно.
- Сколько у вас детей с диагнозом F-70, с диагнозом F-71 и другими?
- Пополам. Но легких все меньше и меньше.
- С чем вы это связываете?
- Легкие дети идут в общеобразовательные школы. Теперь такая система.
- Может, это и правильно?
- Я так не считаю. Если у ребенка олигофрения, то какой бы легкой она ни была, это болезненное состояние проявится. А значит, такому ребенку нужен особый подход. Я обеими руками за инклюзию - за встроенность детей-инвалидов в жизнь обычных людей. Подчеркну - в жизнь! А учиться таким детям лучше в специализированных школах. В обычных образовательных учреждениях нет специалистов, которые могут помочь детям с особыми потребностями. А в нашей школе такие специалисты есть. От родителей часто слышу про ребенка: <Я бы его уже убил! Ну что же он ничего не понимает!> А наш учитель не имеет права выйти из себя. Он монотонно, методично повторяет ребенку про то, что <м> плюс <а> получится <ма>. У нас действительно особые методы и приемы, позволяющие обучить детей с особыми потребностями. И прежде всего это не натаскивание на ЕГЭ и вообще не натаскивание на знания.
- А у вас что, тоже ЕГЭ?
- ЕГЭ у нас нет. Вместо ЕГЭ расскажу про одну нашу ученицу - девочку Катю с алалией: это отсутствие речи. То есть по определению этот ребенок не может говорить. А у нас Катя говорить научилась, не в полной мере, но научилась. Звонит недавно мне по телефону и спрашивает: <Где ты? <Ашан?>. Я говорю: <Нет, я дома!> Катя мне отвечает: <Я тоже дома!> И начинает перечислять, с кем она дома: мама, папа, Ксюша - сестра, Лиза - кошка.
Девочка понимает обращенную к ней речь даже по телефону. И оформляет свои мысли в слова. Вот тут, я считаю, у нас ЕГЭ сдан на 100 баллов.
- А что вы имеете в виду, говоря про натаскивание на знания?
- Поясню на примере. В нашей школе очень хороший преподаватель истории, замечательный преподаватель. Она заканчивала сначала исторический факультет, а потом факультет дефектологии. И в начале своей работы у нас ей было важно, чтобы дети запомнили, когда началась Вторая мировая война, когда закончилась. Я ей объясняла, что для наших детей натаскивание не работает. И сейчас этот педагог прежде всего занимается коррекцией речи на основе исторического материала. А уж потом включает натаскивание на те знания, которые дети должны получить. У нас все так. Развитие речи на основе биологии, географии. А русский язык - это скорее квинтэссенция логопедии и русского языка как дисциплины.
- А для детей с диагнозами, о которых вы говорили, главное - коррекция речи?
- По отношению к детям с более легкими диагнозами главное - развить речь! Имеется в виду речь как рассказ. Этому мы стараемся их научить. Я им иногда говорю: по лицу твою особенность не видно, так давай сделаем так, чтобы ее не было заметно и в разговоре. А по отношению к сложным детям, конечно, главное - поставить речь. И когда у меня спрашивают про методики обучения, применяемые к детям со сложными диагнозами, я всегда отвечаю: их можно только ласкать, любить, прощать.
В свое время я поступала на дефектологический факультет - моя мама тоже дефектолог. И мы случайно встретили нашего знакомого - директора такой же школы, какую теперь возглавляю я. Когда знакомый узнал, на какой факультет я поступила, он говорит: <Придешь в школу, ребенок в лицо тебе плюнет, а ты скажи: <Начинается дождь, пойдем в школу, а то нас с тобой замочит>. Вот это фраза для меня самая главная во всей олигофренопедагогике. В лицо мне не плевали, слава богу, но обкакаться, описаться на уроке, наши дети могут. Они больные. Нельзя же ругать за болезнь. Все это очень тяжело, и поэтому случайных людей у нас в школе точно нет. Мне очень приятно, что приходят молодые преподаватели и работают порой лучше маститых педагогов.
- А у вас и маститые в школе есть?
- Есть!
- А сколько вообще педагогов в коллективе?
- 41 педагог, а классов 27.
- У вас и классное руководство, и продленка, как в обычных школах?
p13-1-2.jpg- Конечно! И на экскурсии мы ездим, и на кораблике с папами-мамами 25 мая плаваем, и дни рождения празднуем, и Новый год отмечаем. А в конце праздника обязательно кого-нибудь осенит, что это не Дед Мороз, а Владислав Николаевич! Все, как обычно. Но у нас все красочнее, трогательнее и душевнее, потому что у наших детей эмоций столько, что иногда их переполняет. И этой доброте у них надо поучиться.
Было дело - я заболела и на работу какое-то время не ходила. Так дети сфотографировались - не все конечно - и прислали мне фотографию на почту. Написали: мы вас ждем! Я расплакалась. А как иначе?
- В связи с очередной реформой в образовании Москвы, я слышала, что количество коррекционных школ хотят сократить. Это так?
- Пока мы находимся вне рамок этого процесса. С нами же надо очень нежно и аккуратно. Мало того, что дети у нас с особыми потребностями, так и родители у этих детей - особые. В силу заболевания их ребенка родителям гораздо трудней воспринимать мир, как добрый, щедрый, яркий. И во взаимодействии с родителями наша задача - дать им понять, что их дети любимы и приняты нами, такие, какие они есть. Стараемся это делать по мере сил.
Татьяна РЯБЧЕНКО


Версия для печати

Рубрика "Актуально"

Обзор оперативного совещания в администрации города.
Все радиостанции Люберецкий

You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.

Лента новостей

Облако тегов

41+  Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Альтернативная газета  Богородские вести  Бронницкие вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Виадук  Видновские вести  Волоколамский край  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время  Время Чеховское  ГИБДД  Город  Городок  Городские вести  Городской вестник  Городской квартал  Городской ритм  Деловое Одинцово  Деловой прием  Дмитровский вестник  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевское утро  ЖКХ  Жуковские вести  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Знамя труда  Искра-ТВ  Истринские вести  Калининградcкая правда  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Ленинская Шатура  Лобня  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  МИГ  Маленький город  Маяк  Местные вести  Наша Апрелевка  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новости недели  Новые рубежи  Одинцовская неделя  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Павлово-Посадские известия  По Ярославке  Победа  Подольский рабочий  Призыв  ПроТВинформ  Пульс Ивантеевки  Пушкинский вестник  Пущинская среда  РЖД  Реут  Родники  Своя газета  Север Подмосковья  Сельская Новь  Сенеж  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серпуховские вести  Слет  События  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Щербинский вестник  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  свинокомплекс  спорт  студенты  суд  театр  терроризм  убийство  учителя  футбол  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода +19 +21
утром +22 +24 днем +23 +25
Котировки
USD ЦБ РФ 90,1915 0.4046
EUR ЦБ РФ 97,7908 0.6561

Партнеры









































все партнеры