05
мая 2024
воскресенье
 

Роман Филимонов - Заместитель председателя правительства Московской области

С новым составом правительства Московской области отношение к тому, как следует вести подмосковное хозяйство, поменялось. Например, теперь куда жестче контролируют все этапы строительства. От руководства районов и поселений требуют разработки четких и понятных планов развития территорий, а от застройщика – выполнения всех взятых на себя обязательств. О том, какие меры не позволят допустить в дальнейшем хаотичную застройку Подмосковья, а также о других проблемах, которые, как выяснилось, тоже решаемы, корреспонденту газеты «Подмосковье» А.Панину рассказал заместитель председателя правительства Московской области Роман ФИЛИМОНОВ.
– Роман Евгеньевич, какие меры принимаются для того, чтобы планы развития городов и поселений выполнялись, а не менялись в угоду застройщикам? Например, Павшинская пойма в Красногорске, о которой мы писали неоднократно. Изначально там был план построить малоэтажное жилье, детские сады, спортивные центры, а теперь возводят в основном 22–28-этажные небоскребы, причем без каких-либо общественных слушаний…
– После проверки выяснилось, что строительство микрорайона Пав-шинская пойма ведется, к сожалению, на законных основаниях. Там была многоступенчатая система изменений генплана. И все это – с проведением слушаний, то есть согласно букве закона. Другое дело, что такая застройка неправильна и с архитектурной точки зрения, и по соображениям здравого смысла. Тем не менее жители всегда голосуют рублем. Там ведь все квартиры раскуплены, хотя и говорят, что в Павшинской пойме жить неудобно. Так что со стороны жителей довольно странно настаивать на том, что согласно плану там должно быть малоэтажное жилье, если сами покупали квартиру на 22-м этаже. При этом нужно признать: застройка действительно проходила относительно хаотично, практически как уплотни-тельная.
– Но как не допустить подобную застройку в будущем?
– Основной документ, который должен быть у поселения, – генеральный план.Причем не просто одобренный правительством Московской области, как оно и есть в большинстве случаев, а утвержденный местным Советом депутатов. Тогда в него не будут постоянно вноситься изменения, как в случае с Павшинской поймой. Или взять, например, город Химки. Там изменений было уже столько, что тот план, который изначально был одобрен правительством, теперь отличается процентов на пятьдесят от того, что существует по факту. В результате генплан Химок нужно практически полностью переделывать. Поэтому мы сейчас активно взялись за то, чтобы районы изготавливали схемы территориального планирования, а поселения – генпланы. Наличие этих документов позволяет получить понятную картину функционального зонирования. А правила землепользования при застройке, чем мы тоже сегодня занимаемся, дадут еще и объективную картину территориаль-
ного зонирования. Должны быть четко прописаны высотность, существующие регламенты и то, какие объекты могут там располагаться. Как уже существующие, так и новые. Отсутствуют четкие регламенты по утверждению и согласованию проектов планировки, что привело к допущению таких «законных» ошибок. Сегодня мы повысили статус и роль Главгосархитектуры, людей там прибавилось. Мы от всех муниципальных образований требуем, чтобы был четкий административный регламент, понятный инвесторам, жителям, самой администрации. Это те меры, которые не позволят допустить хаотичную застройку в дальнейшем.
– В связи с перекройкой карт Москвы и Подмосковья уже принятые генпланы городских округов и поселений устарели. Что теперь делать? Заново их составлять, вновь проходить все процедуры, в том числе публичные слушания?
– А почему вы решили, что существующие документы устарели? На самом деле сейчас присоединенные к столице территории живут по утвержденным документам, и никто их не отменял. Другое дело, что они должны быть скорректированы. Мэрия Москвы установила двухлетний переходный период. За это время должны быть доработаны документы территориального планирования новой Москвы: где-то они действительно подвергнутся тотальной переработке, а где-то останутся неизменными.
– А как быть с социальной и транспортной инфраструктурой в Подмосковье? Недавно правительство предложило переложить заботу о ее создании на застройщиков, по крайней мере, отчасти.
– Если строительство инфраструктуры полностью перекладывать на инвестора, мы просто получим увеличение стоимости квадратного метра. Тут нужно найти определенный баланс. Там, где экономика позволяет создать комфортную среду, не повышая стоимости квадратного метра жилья, это делать стоит. Вообще, я сторонник прямых отношений. Например, инвестор взял на себя обязанность перед дольщиком построить дом. Но при этом он строит на земле, ему не принадлежащей. Соответственно, на мой взгляд, он должен заплатить за нее адекватную цену с тем, чтобы эти средства попали в бюджет муниципального образования, которое, в свою очередь, получило бы ресурс для выполнения
своих обязательств по развитию социальной и дорожной инфраструктуры. Что оно и обязано делать по 131-му федеральному закону. Однако до недавнего времени такого в Подмосковье не происходило, так как существовали арендные, а не инвестиционные отношения. Средств в должном объеме на развитие инфраструктуры у муниципалитетов не было – они не подумали о том, что нужно получить справедливую цену за землю. Получается так: кто-кто покупает землю дешево, дорого продает ее строителям, те строят жилье по завышенным ценам, а бюджет в этом случае не получает ничего. Сегодня, чтобы этого не допустить, мы направили в Мособлдуму проект закона, который сделает отношения в строительстве прозрачными. Не должно быть так, что платятся небольшие деньги, как будто бы земля арендуется на время, нужно действительно ставить справедливую цену. Тогда мы получим объективную картину.
– Странно, что это не было сделано раньше…
– Это давно работает в других регионах. Это было сделано в Москве, в Санкт-Петербурге, в Татарстане. Справедливая цена за землю позволяет власти строить социальную инфраструктуру за свой счет. То есть за счет неналоговых поступлений.
– Случается, что новые жилые дома сдаются с недоделками. Причем бывает и так, что об этом просят сами жители, которые поскорее хотят въехать в свои квартиры. Примеры: микрорайон Губернский в Чехове. В Балашихе тоже были такие случаи, их много. Что-то делается для недопущения подобных случаев?
– Такие моменты действительно были, и допускались они из-за опасности, что дом может уйти в банкрот-ную массу, что появятся обманутые дольщики. Но сейчас наша служба строительного надзора взяла курс на то, чтобы обязывать застройщика доводить работы до конца, с надлежащим качеством. Есть жесткое указание: дома с недоделками не принимать. Из тех недоделок, что оставались, были работы некритичного характера, как, например, благоустройство. И они уже завершены.
– Хотелось бы поговорить об
управлении многоквартирным домом. Как можно помочь жителям справиться с недобросовестными управляющими компаниями? Ведь самостоятельно граждане редко предпринимают какие-то активные шаги.
– По моему глубокому убеждению, в этом вопросе не надо уповать на кого-то. Говорят, во всем виновата власть в лице директора нашего ТСЖ. При этом забывают о том, что мы сами его выбирали. Нужно искоренять иждивенчество, настроения, что кто-то за нас все сделает. Приватизированные квартиры – такой же частный сектор, как и индивидуальные дома. Почему собственник такого дома понимает, что если у него валится забор, то чинить его должен он сам, претензии предъявить некому, а если в многоквартирном доме разбита лестничная площадка, то она не моя, починить ее должен кто-то? Это такая же собственность, но принадлежит она не только мне, а всем в доме. Есть различные формы управления, но главной является собрание жильцов дома. Поэтому они и должны собираться, решать вопросы, заставлять отчитываться управляющую компанию. Если не справляется – менять ее.
– С лета этого года Жилинспек-ция получила больше полномочий по контролю за деятельностью управляющих компаний. В чем теперь это выражается, как она следит за их работой?
– Она следит в рамках своих полномочий. Проверяет, выявляет недостатки, выписывает предписания. Если компания их не исполнила, на нее налагается штраф. Но вот вопрос, откуда УК будет брать деньги на штраф? С жильцов. Поэтому я дал указание не налагать штрафы на управляющую компанию, если только нет каких-то совсем уж злостных нарушений, а штрафовать конкретных руководителей этой организации. Раз оштрафуют, два, а потом он либо уйдет, либо поймет, что над ним висит дамоклов меч, который заставит его работать как нужно. Эта методика действует. Таким образом, Жилинспекция выписала почти 9 млн руб. штрафов в отношении физических лиц, а работ по устранению недостатков выполнено на миллиарды рублей.
– Еще одна болезненная для Подмосковья тема – передача муниципалитетам имущества военных городков. Давайте представим, что и здания, и даже земля завтра вдруг окажутся вотчиной органов местного самоуправления. Вам не кажется, что, учитывая общий износ инфраструктуры и самих строений, перед муниципалитетами будет стоять непосильная задача по их модернизации?
– Мы прилагаем все усилия для того, чтобы восстановить этот фонд и сделать его пригодным к эксплуатации, понимая, что в этом случае жителям просто некуда идти. Поэтому средства выделяются, в том числе, в аварийном порядке. Мы зарезервировали порядка 250 млн руб. на то время, когда будут переданы 23 военных городка, которые нам подписали. Чтобы привести там жилфонд и инфраструктуру в надлежащее состояние, потребуется ряд мероприятий, несмотря на то, что отопительный сезон уже начнется. В то же время мы ведем переговоры с правительством РФ о том, что передавать и мущество надо в надлежащем состоянии. Когда мы понимаем, что можем сами дальше вкладывать деньги в его развитие, либо, если нет такой возможности, нужно перечислять на это федеральные средства. Справедливая цена за землю позволяет власти строить социальную инфраструктуру за свой счет. То есть за счет неналоговых поступлений.
Газета «Подмосковье» от 10 октября ¹185, enp-mo.ru
  
Погода +9 +11
утром +11 +13 днем +11 +13
Котировки
USD ЦБ РФ 91,6918 -0.3620
EUR ЦБ РФ 98,5602 -0.0845

Партнеры









































все партнеры