05
мая 2024
воскресенье
 

Потребители Московской области практически беззащитны

"Потребители Московской области практически беззащитны" - так считает Сидор Пак, председатель Общества защиты потребителей Московской области.

Сидор Пак, председатель Общества защиты прав потребителей Московской области

ответил на вопросы Агентства новостей Подмосковья

- Как, по Вашему мнению, часто нарушаются права потребителей в Московской области?

- Права потребителей нарушаются постоянно и повсеместно. Так происходит по всей стране, такое же положение и на потребительском рынке Подмосковья. Точнее будет сказать, что нарушение наших потребительских прав закладывается в основу предпринимательской деятельности большинства организаций. Умышленное введение граждан в заблуждение относительно качества и свойств товаров и услуг, необоснованные цены и дополнительные платежи – не исключение, а норма для бизнеса. Нас – потребителей, обманывают, подвергают опасности, дают на кабальных условиях кредиты, продают испорченные продукты питания, всовывают подделки, контрафактные товары, и наше положение ухудшается с каждым днем. Между бизнесменами за потребителей идет борьба, но против самих потребителей ими же ведутся военные действия. Количество и характер обращений в Общество защиты прав потребителей Московской области, Объединение потребителей России и Роспотребнадзор свидетельствует о неуклонной тенденции – роста нарушений прав потребителей. Лишним доказательством стало жаркое лето прошлого года, когда наш бизнес, пользуясь ситуацией в буквальном смысле слова очень хорошо погрел руки на проблемах людей и человеческом горе.

- Каким способом можно защитить свои потребительские права?

- Первый шаг очевиден – написать претензию продавцу или исполнителю услуги. К сожалению, удовлетворять эту претензию никто спешить не будет. Такие понятия, как добросовестность и уважение к закону, чужды большинству наших предпринимателей. Продавец хорошо знает, что повлиять на него практически никто не может. Сегодня даже Роспотребнадзору провести внеплановую проверку в организации, где нарушены права потребителя очень затруднительно, так как на нее должно быть разрешение органов прокуратуры, получить которое непросто. Обычно оно дается, если есть угроза жизни и здоровью людей. Если говорить проще, сначала нужно отравиться, покалечиться – и только потом контрольно-надзорные органы могут что-то предпринять. Полномочий же у органов местной власти вообще никаких. Поэтому следующий шаг потребителя – обращение в защиту своих прав и интересов в суд. Восстановить же свои права в суде тоже проблематично. Процесс этот длительный, Закон «О защите прав потребителей» отстал от жизни и работает крайне плохо. Сегодня совершенно очевидно, что законодательно потребитель не защищен. Но даже если дело выиграно, это вовсе не значит, что потребитель получит деньги от ответчика или другую компенсацию. Судебное решение, вынесенное в пользу потребителя, никто не будет спешить исполнять. Предпринимателю вообще легко его проигнорировать, для этого достаточно сменить… название фирмы. Вот и получается, что потребитель практически беззащитен. Остается самооборона с поддержкой юристов из общественных потребительских организаций.

- Какие зоны потребительского риска сейчас наиболее опасны?

- В последние годы потребительские риски и угрозы возрастают стремительно. Сформировалась устойчивая группа рисков, напрямую угрожающая безопасности, здоровью и жизни людей – продукты питания, медицинские, туристские, транспортные услуги. Некомпетентность, непрофессионализм, халатность, разгильдяйство, злой умысел – вот что сопровождает нас повсеместно. Трагедия на Волге – гибель пассажиров теплохода «Булгария» - драматичное подтверждение реальности этих угроз. Ведь чаще всего так и бывает, что только одна критическая ситуация в жизни решает судьбу человека. Очевидно, что в ближайшее время опасности для потребителей будут только увеличиваться. Другая группа угроз для потребителей – это намеренная преступная деятельность различных мошенников, действующих в сфере потребительского рынка. Преступность прочно закрепилась в сфере потребительских отношений. Торговля поддельными лекарствами, мошенничества с квартирами в новостройках, обманы при оплате вперед мебели и многие другие аферы, разработанные преступным сообществом для обмана доверчивых граждан.

- Сфере услуг ЖКХ трудно понять – почему, кому и за что мы – потребители платим. Что вообще происходит? Кто поможет потребителю коммунальных услуг?

- Действительно, все мы понимает, что сфера ЖКХ наиболее болезненная и проблемная для нас – потребителей. Законодатель далеко не все в ней отрегулировал, продолжается процесс законотворчества, основанный часто на экспериментах с потребителями этих услуг. Сейчас новый этап – со следующего года вводятся в действие новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домов и жилых домах. Новые правила меняю принципы системы оплаты коммунальных услуг. К их применению нужно готовиться. Данные прокуратуры свидетельствуют, что сфера ЖКХ сильно криминализирована. Способов незаконного увода денег немало: завышение тарифов, «слив» выделенных на содержание домов денег, махинации с зарплатами дворникам, воровство бюджетных средств под видом расходов на благоустройство и т.д. Одним жителям здесь не разобраться. Поэтому Общество защиты прав потребителей Московской области развернуло специальный проект «Добрососедство», цель которого поддержать как жителей, так и добросовестные управляющие компании, сделать их взаимоотношения экономически выгодными и прозрачными. Мы – потребители коммунальных услуг – должны знать – за что платим. Не мы – люди - должны работать на управляющие компании и чиновников, а наоборот. Проект «Добрососедство» успешно стартовал в Московской области, в пятнадцати городах созданы его опорные пункты – штабы, проводится мониторинг и проверки деятельности управляющих компаний. И что особенно важно проект имеет практическую направленность – против нескольких управляющих компаний, нарушающих права потребителей, уже поданы исковые заявления в суды. Мы поможем жителям области защитить их права пользователей коммунальных услуг, но многое здесь зависит от активной позиции самих граждан. Нам нужны неравнодушные участники проекта «Добрососедство».

- Общество защиты прав потребителей Московской области присоединилось к Общероссийскому народному фронту, Вы лично будете участвовать в предварительных общенародных праймериз – что это дает для работы по защите прав потребителей?

- Общероссийский народный фронт – выводит наше гражданское общество на новый принципиальный уровень и это новый этап развития России. Очевидно, что нужны новые идеи, новая повестка дня и новые лидеры. Может быть, кто-то из числа чиновников и различных политических функционеров еще не очень осознал, что деятельность Народного фронта направлена на то, чтобы реально изменить ситуацию – повысить качество жизни, остановить коррупцию, укрепить гражданский мир и межнациональное согласие, и то, что Народная программа станет новой платформой модернизации общества. Кто-то еще смотрит на этот процесс со стороны и про себя насмехается – мол, поговорите-поговорите – и все пройдет. Уверен, что «заболтать» идею Народного фронта не получиться. Сегодня нашему обществу нужен новый этап развития, оно к нему уже готово. Наше Общество защиты прав потребителей Московской области внесло в Народную программу пакет предложений, который у нас в целом сформировался ранее, но мы эти предложения не могли успешно продвинуть, так как мало кто приветствует усиление защищенности национального потребителя. Наоборот – идет сопротивление со стороны бизнес - сообщества, поставщиков импортных товаров, лоббистов интересов естественных монополий. Поэтому мы внесли в Народную программу корпус инициатив, которые смогут радикально изменить ситуацию в области защиты прав потребителей, сделать потребителя не только надежно защищенным, но и главным действующим лицом российской экономики. Коротко наши инициативы можно сформулировать следующим образом: принятие государственной потребительской политики, модернизация национальной системы защиты потребителей и реформа потребительского законодательства. Это взаимосвязанный, комплексный и многоэтапный процесс реформирования сферы потребительских процессов. В частности, мы, например, предлагаем ввести институт Уполномоченного по правам потребителя, в том числе на уровне регионов, развернуть формы общественного контроля, сделать их сквозными для всех законодательных актов, разработать Потребительский кодекс Российской Федерации. Что же касается праймериз, то я рассматриваю участие в них, в первую очередь, как возможность пропагандировать наши взгляды, цели, привлекать сторонников для дальнейшего их воплощения. Именно через праймериз хочу продвинуть предложение (оно тоже вошло в число наших инициатив) о разработке и принятии программы защиты потребителей для Московской области. Реализация таких программ была рекомендована на уровне Правительства РФ еще в 2009 году. Ряд регионов уже развернули такие программы, в Московской области, к сожалению, предложения о ее разработке пока не находят поддержки со стороны властей. Мы постараемся преодолеть этот барьер через механизмы Общероссийского народного фронта. Такая программа нужна людям.

  
Погода +9 +11
утром +11 +13 днем +11 +13
Котировки
USD ЦБ РФ 91,6918 -0.3620
EUR ЦБ РФ 98,5602 -0.0845

Партнеры









































все партнеры