29
марта 2024пятница
Гуманитаризация технического образованияНовости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос
Наука и образование — 20 Июля 2011, 12:18
Кем быть? До сих пор в России имеет место резкое разделение и даже противопоставление гуманитарной и технической сфер деятельности, мышления и образования. Система образования России разделена на две слабовзаимодействующие части: гуманитарную и техническую. Эту наболевшую проблему российского образования до сих пор не удается решить должным образом (Продолжение. Начало в «ЗТ» от 1, 8 июня и 13 июля 2011 г.) В формировании специалистов, инженеров нового типа гуманитарная подготовка должна затрагивать сущность их творческой деятельности не только в технической, но и в социальной, экологической и экономической сферах. Гуманитаризация образования предполагает усиление внимания к расширению номенклатуры учебных дисциплин гуманитарного цикла и одновременно обогащение естественно-научных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борьбу научных идей, человеческие судьбы ученых-первооткрывателей, зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей. Представители точных и естественных наук и выдающиеся деятели техники (Н. И. Вавилов, В. И. Вернадский, С. В. Илюшин, А. Н. Туполев, А. А. Ухтомский, А. Л. Чижевский, К. Э. Циолковский) видели в гуманитаризации способ расширения кругозора, обогащения мысли и возвышения человеческого духа, поскольку высокий уровень гуманитарной культуры формирует способность всестороннего исследования объекта, преодолевает узость, ограниченность и зацикленность на одном в отрыве от многообразия связей, избавляет от синдрома «профессионального идиотизма». Ректор МФТИ, одного из лучших технических вузов страны, Н. В. Карлов (1987-1997 гг.) в одном из своих интервью отмечал: «Наши студенты выходят из стен вуза, получив глубочайшую подготовку в области естественных и технических наук: они умеют строить самые сложные модели. Но жизнь всегда неизмеримо сложнее! И если в обществе естественно-научные знания опережают гуманитарные, если гуманитарной подготовки у «технаря» нет вообще, возможны самые печальные последствия. Интеллектуал, приученный к постоянному анализу, но не имеющий гуманитарной базы, неизбежно будет проецировать свое технократическое миропонимание на социальное, строить упрощенные модели... Гуманитаризация образования – это ступень в гуманизации общества. Вот почему так важно в техническом вузе вводить и расширять гуманитарную подготовку». Говоря о гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования, мы должны иметь в виду, что инженерное образование в XXI в. обязательно должно учитывать новые отношения инженерной деятельности с окружающей средой, обществом, человеком, т. е. деятельность инженера должна быть гуманистичной. Работая над курсовыми и дипломными проектами, студенты-технологи кафедры ТОиАМП всё чаще обращаются к фундаментальной научной проблеме, подлежащей осмыслению: «Какова природа того, что мы создаем, и почему мы это делаем?». Отвечая на поставленный вопрос, философия технологии утверждает, что он должен носить гуманный характер, не быть враждебным природе, обществу, человеку; он должен быть гармонизирован с ними. Гуманитарное знание включает в себя науки о человеке, науки об обществе, науки о взаимодействии человека и общества, прогнозирование общественных процессов и развития человеческой природы. Технический университет будущего - гуманитарно-технический университет, т. е. университет единой культуры человечества, потому что в XXI в. произойдет сближение инженерной и гуманитарной деятельности, установятся их новые отношения с окружающей средой, обществом, человеком, произойдет дальнейшее сближение биологии и техники, живого и неживого, духовного и материального. В будущем инженеру без серьезной гуманитарной подготовки не обойтись. Именно поэтому гуманитаризация образования вообще, и особенно технического, является первоочередной задачей для российской высшей школы. Решение проблемы гуманитаризации образования в Егорьевском технологическом институте осуществляется в следующих направлениях: • расширение номенклатуры дисциплин гуманитарного модуля (студенты-технологи изучают такие дисциплины, как: социология, политология, философия, правоведение, гражданское право и гражданское законодательство, психология и педагогика, трудовое право, и др.); • междисциплинарность в образовании; • обучение решению научно-технических проблем на границе технической и гуманитарной сфер; • обеспечение возможности получения студентами в институте второй гуманитарной и социально-экономической специальности (080502 «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении); • усиление подготовки инженеров в правовой, языковой, экологической, экономической, эргономической областях. Результаты успешной гуманитаризации технического образования в институте, на мой взгляд, уже есть. Немало выпускников-технологов успешно реа-лизовывают свои знания в социальной, правовой, экономической и экологической сферах. Профессионалами не рождаются, профессионалами становятся! Повышение качества подготовки специалистов высшей школой в значительной степени определяется достижениями информатики, внедряемыми в образовательный процесс. Информатика как научное направление может рассматриваться при этом на трех уровнях: • нижний (физический) - программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи; • средний (логический) - информационные технологии; • верхний (пользовательский) - прикладные информационные системы. Все три уровня изучаются студентами в компьютерных классах Егорьевского технологического института во время лабораторных и практических занятий. В образовательный процесс внедрены: SprutCam Demo (с чертежами), Технопро учебная, FMS3000, Компас 3Д 10 Проф., Вертикаль (УТС, вертикаль), Гемма, Компас 11 учебный, Tflex 10 учебный,Tflex Cad 2D 11, Tflex Tracer 3D 11, Tflex технология +, Win PCNC, 1С, Ультраложик , Visual Studio 2010, Matlab + Simulink, SpotLight, Dormer, CoriGuide, Edge Cam, Feature CAM + Solid Plugin и другие программы. Средства информатики в нашем институте используются для приобщения молодого поколения к информационной культуре, что становится особенно актуальным в связи с переходом к «информационному обществу». По прогнозам ученых, такой переход для России намечается в 2050 г., для США и Японии – в 2020 г., для ведущих стран Западной Европы – в 2030 г. Институт прошел все этапы информатизации образования, которые в основном совпадают с общими положениями информатизации общества в целом: – первый этап информатизации имеет целевое назначение – компьютеризацию общества. В институте функционирует 3 компьютерных класса, в которых студенты активно осваивают основы информатики и информационных технологий; – второй этап информатизации можно свести к персонализации информационного фонда, что связано с интенсивным применением вычислительной техники на всех уровнях образования, с переводом информационных фондов в компьютерную (машинную) форму, а также с резким возрастанием компьютерной грамотности молодежи. Результатом успешного преодоления этого этапа в институте можно считать перевод на электронные носители всех видов учебно-методических материалов преподавателей института по дисциплинам учебных планов подготовки инженеров и распространение их через локальную сеть института студентам. Это позволяет нашим студентам в удобное для них время, в домашних условиях завершить работы, которые они не смогли выполнить за время учебных занятий в институте. – третий этап можно обозначить как социализацию информационных фондов, что приведет к возникновению высокого уровня информационной культуры, созданию интегрированных компьютерных информационных фондов с удаленным доступом и при последующем развитии – к полному удовлетворению растущих информационных потребностей всего населения. При организации учебного процесса преподаватели всех кафедр института используют новые информационные технологии, позволяющие повысить эффективность педагогической деятельности и качество обучения: 1. Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы. 2. Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на дисках. 3. Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д. 4. Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы. За последние 20-25 лет компьютеры и основанные на них информационные технологии заметно изменились. Скачкообразные революционные преобразования в элементной базе компьютеров привели не только к резкому уменьшению их размеров, но, главное, к повышению надежности, точности и быстродействия их работы, расширению их функций от собственно вычислительных к всё более сложным, логическим, эвристическим, а в определенной мере – творческим. Приобретенные знания помогают нашим выпускникам-технологам использовать эти технические, информационно-коммуникативные возможности в производственных целях. Ольга ДРАГИНА, кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой ТОиАМП. (Окончание в следующем номере) Версия для печати Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
Информация из первых уст
Все радиостанции московской области
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
|
Погода
+2 +4 утром +5 +7 днем +8 +10
Котировки
Партнеры |