четверг
Неизвестная Русская История. Волочаново. Гайдебуров.Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос
Общество — 31 Октября 2011, 06:42
В ноябре-декабре 2011 года организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий связанных с 500-летием деревни Волочаново (Шаховской район, Московская область) размещает в средствах массовой информации серию очерков посвященных истории нашей деревни. Серия очерков с фотографиями (некоторые фото, полученные из архивов знаменитых русских семей ни когда не публиковались) имеет общую рубрику "Неизвестная Русская История". Малоизвестная сегодня русская деревня Волочаново, в 19 веке представляла собой довольно крупное село Волоколамского уезда Московской губернии. По данным генерального межевания 1805 года «земельный надел» села Воскресенского Волочаново с сельцами Борисовкой, Малиновкой, Рябиновкой, хуторами Варваринским, Васильевским, Сергиевским, Борисовским составлял по всей окружной меже удобной и неудобной земли 6352 десятины 484 квадратных саженей, а за исключением неудобных мест удобной земли 6314 десятин 1399 саженей. В село входило 210 дворов, в которых проживали 734 мужчины и 819 женщин.
Павел Павлович Гайдебуров, народный артист РСФСР (1940 г.), лауреат Сталинской премии (1952 г.), создатель Передвижного драматического театра в Санкт-Петербурге (1903 г.) – получившего международное признание и вошедшего в почетный список «100 великих театров мира».
Но если бы в жизни этого удивительного человека, когда-то в 1900 году не было села Волочаново и не было встречи с Софьей Карловной Римской – Корсаковой, то не известно узнала ли бы русская земля такого актера и организатора как П.П.Гайдебуров. А.А. Римский Корсаков пишет в своих воспоминаниях: «Сама Софья Карловна очень любила театр. Друзья в то время звали её уменьшительно – ласкательно Соня Мекк. Успех Сони Мекк на любительской сцене в Петербурге в сезон 1899-1900 гг. породил в ее экспансивно настроенной голове довольно интересную мысль: создать театр в деревне, чтобы нести в гущу деревенской массы семена культуры. Одним словом: "Сейте разумное, доброе, вечное - сейте!".
Во главе труппы, приехавшей или, вернее, нагрянувшей весной 1900 года в Волочаново из Петербурга, стоял ее "худрук" и режиссер - Кремлевский. Это был стопроцентный провинциальный каботин, лицедей и, как антипод Лира: "Хам с головы до ног". Он требовал писать его имя на афишах - "фон Кремлевский". Играл он плохо, но с апломбом, и только под суфлера, которым у нас служила его несчастная жена, и если она недостаточно громко ему "подавала", сидя в суфлерской будке, то он, ничуть не смущаясь, тыкал ей ногой в лицо. Какой злодей мог рекомендовать матери такого подлеца в труппу - не знаю, и не понимаю, почему его не выгнали вон. Наверно из-за его двух маленьких детей, вечно голодных и оборванных, вызывавших общее сочувствие. Кремлевский бил свою жену и дома, и за кулисами - "походя". Таков был "герой", премьер труппы. Конечно, лучшим актером нашего театра был П.П.Гайдебуров, тогда еще начинающий артист. Молодой, простой и скромный человек. Через тридцать пять лет я встретился с ним в Москве. Он был тогда уже "народным". Я напомнил ему о Волочанове, и он очень тепло вспоминал его. Я хорошо запомнил его в роли пастора в "Родине" Зудермана».
Потом в актерской биографии П.П.Гайдебурова будет очень и очень много ролей значимых и серьезных, будет общественное признание его заслуг перед страной в виде почетного звания и самой высокой в то время оценки труда – Сталинской премии, но это будет потом. А тогда в 1900 году в селе Волочаново произошло рождение великого актера, произошел переход от его любительского участия в театре к профессиональной сцене. Было бы большим неуважением с нашей стороны не привести роли в театре и кино, сыгранные П.П.Гайдебуровым: -в театрах Гайдебуров много ставил, играл в собственных спектаклях и работах других режиссёров: Тартюф ("Тартюф" Мольера, режиссёр А.Брянцев), Гамлет ("Гамлет" У.Шекспира, режиссёр А.Таиров), Войницкий ("Дядя Ваня" Чехова, режиссёр Таиров), Яго ("Отелло" Шекспира, режиссёр А.Зонов) и др. Мерчбенкс, Пастор ("Кандида" Б.Шоу, режиссёр Зонов), Подколесин ("Женитьба" Гоголя, режиссёр Брянцев) и др. В 1929–1932 гг. Гайдебуров и Скарская представляли театрализованные эстрадные композиции по литературным произведениям: "Хозе Наварро" П.Мериме, "Мать" Горького, "Беглец" К.Витфогеля, "Гамлет" (монолог) Шекспира, "Бетховен" (отрывки) Жижмора, "Женитьба Бальзаминова" Островского (режиссура Скарской, исполнитель всей программы Гайдебуров). С 1933 г. – руководитель Колхозно-совхозного передвижного театра имени Леноблисполкома, где поставил "Ревизора" Гоголя (1934), "Дворянское гнездо" по Тургеневу (совм. с Скарской, 1943), "Шестеро любимых" А.Арбузова (1935), "Власть тьмы" Л.Н.Толстого (1936), "Платон Кречет" А.Корнейчука (1936), " Борис Годунов" Пушкина (1937), "Недоросль Фонвизина" (1938) и др. -работал в Малом драматическом театре (поставил "Сын народа" Ю.Германа, 1939), в Большом драматическом театре (поставил "Вишнёвый сад" Чехова, 1940), в Ленинградском театре драмы и комедии ("Уриэль Акоста" К.Гуцкова, 1941, режиссёр; роль – Акоста), в Государственном театре русской драмы Карело-Финской ССР (постановки: "Профессор Мамлок" Фр.Вольфа, роль – Мамлок, 1941; "Парень из нашего города" К.Симонова, 1942; "Царь Фёдор Иоаннович" А.К.Толстого, роль – Фёдор, 1942; "Русские люди" Симонова, 1942, и др.), в Ярославском драматическом театре им. Ф.Г.Волкова: Брусилов ("Генерал Брусилов" И.Сельвинского, режиссёр И.Ростовцев, 1943), Хлестаков ("Ревизор" Гоголя, режиссёр Ростовцев, 1944), поставил "Нашествие" Л.М.Леонова (1943) -в 1944–50 гг. – актёр московского Камерного театра: Нахимов ("Адмирал Нахимов" И.Луковского, режиссёр А.Таиров, 1944), Шмага ("Без вины виноватые" Островского, режиссёр Таиров, Л.Лукьянов, 1945), Инспектор Гуль ("Он пришёл" Д.Пристли, режиссёр Таиров, Лукьянов, 1945), Сосновский ("Верные сердца" О.Берггольц, режиссёр Таиров, 1945), Старик ("Старик" Горького, режиссёр Таиров, Лукьянов, 1946), Мийлас ("Жизнь в цитадели" А.Якобсона, режиссёр Таиров, Лукьянов, Сухоцкая, 1947), Оболенский ("Актёры" А.Васильева, Л.Эльстона, режиссёр Таиров, 1949). В 1950–54 гг. ставил и играл в Крымском областном драматическом театре им. М.Горького (Симферополь), в том числе "Старик" Горького (роль – Старик; Сталинская премия, 1952), в Передвижном театре Министерства морского и речного флота (Москва), в Центральном театре транспорта (Москва), в Московском гастрольном драматическом театре. С 1954 г. работал в Театре им. Евг.Вахтангова: Сорин ("Чайка" Чехова, режиссёр Б.Захава), Лоренцо ("Ромео и Джульетта" Шекспира, режиссёр И.Раппопорт, работа не была завершена). -снимался в кино: Кулигин ("Гроза", режиссёр В.Петров), Старик-осетин ("Друзья", режиссёр Л.Арнштам), Лорд Раглан ("Адмирал Нахимов", режиссёр В.Пудовкин), Доктор Белов ("Поезд милосердия", режиссёр В.Граник, Т.Родионова, фильм на экраны не вышел), Пашкевич ("Мичурин", режиссёр А.Довженко), Роджерс ("Секретная миссия", режиссёр М.Ромм). -1925–27 гг. Гайдебуров руководил учебной мастерской Ленинградского института сценических искусств (ЛИСИ). Выступал также как поэт и переводчик. Библиография: Энциклопедия "Кругосвет"
Римский-Корсаков А.А. Воспоминания. История деревни Волочаново Версия для печати Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
Информация из первых уст
Все радиостанции московской области
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
|
Погода
+7 +9 вечером +7 +9 ночью +2 +4
Котировки
Партнеры |