03
июня 2024
понедельник
 

Где инфраструктура общения?

Социальная сфера - очень ответственное поле деятельности. В нём множество аспектов, один важней другого. И за ними теряется один, тоже, по нашему мнению, важный.
На всех континентах, в разных странах, у разных народов большое значение придавалось культуре общения. Правда, до недавнего времени, исключительно мужского. Женщине место отводилось исключительно дома. К ней могли заглянуть товарки, там она с ними и общалась.
Иное дело мужчины. Для них устраивались места для встреч, разговоров, совместного времяпрепровождения. Так повелось ещё со средних веков. Но со временем порядки демократизировались. В Англии, например, пабы (пивные) часто содержат женщины. А в Турции до сих пор в большинство кофеен, особенно в глубинке, женщинам вход заказан.
В России общение вне семьи не очень поощрялось. Если кабак, то в чистой половине его посиживало купечество, вершило сделки, попивая пиво или полпиво. А в общей - болталась «кабацкая теребень», забулдыги. Почему такое отличие от Европы? Из-за царской винной монополии. Ради дохода в казну пьянство поощрялось.
В трактиры заходили утолить голод. В них, конечно, устраивали встречи. Но это не было главным назначением заведений.
В период промышленной революции и роста городов, притока в них населения в России появляются чайные и пивные. Это уже не кабаки. Хозяева стремились к тому, чтобы заведения заполняла степенная публика. Для маргиналов были харчевни. А в пивную и чайную ходили артельно - извозчики, ремесленники, «рабочая аристократия», уважающие себя, но не
разбогатевшие разночинцы. Этот тип заведения уже был близок к общеевропейскому.
После нэпа их начали постепенно сводить на нет. Власть подозрительно относилась к любому несанкционированному собранию граждан. Считалось, что сидеть за кружкой пива - не по-советски. После трудо-вого дня следует идти в библиотеку, лекторий, театр, кино. А просто общаться - это подозрительно.
Особенно сильно выкорчёвывание мест для цивилизованного общения шло в 50-60-е годы. Не трогали подозрительные притоны - «шалманы». Они «давали хороший план по обороту», который, как говорит героиня фильма «Дайте жалобную книгу!», надо вычислять не в процентах, а градусах. Спохватившись, стали искать альтернативу. Один вариант нашли - «молодёжное кафе». Но все они быстро сгинули, поскольку были не в ладу с плановым хозяйством, рентабельностью не отличались.
В конце 60-х решили попробовать устраивать пивные бары. Их, во-первых, было слишком мало. Поэтому, даже при стоянии за столиками, свободного пространства не было - так набивалось народу. Какое тут общение, когда сплошной гвалт! А во-вторых, качество пива, как правило, было преужасное.
Итак, урбанизация росла, а инфраструктура общения не развивалась. Ни в столице, ни в глубинке. В Красноармейске тоже. Хотя попытки были. Там, где сейчас фирма «Аметист» расширяет торговый комплекс, некогда стояла пивная. Поначалу это был обычный занюханный шалман. Потом там дерзнули открыть пивную, близкую по духу к трактиру. Дело тоже не пошло. А почему? Причин несколько.
За десятилетия гонений на цивилизованные заве-
дения, где максимум, что себе позволяли посетители, это «сто грамм с прицепом» (стопка водки и кружка пива) под неспешные разговоры и немудрящую закуску, культура общения вытравлялась. Отчасти народ отводил душу во дворах: там можно было посидеть, поиграть в домино, шахматы, шашки, просто посудачить. Но безликие кварталы типовых многоэтажных домов стёрли с лица земли и эти места общения. Взамен не было устроено ничего.
Когда распадается соседская община, выжившая и в Европе, и в Азии, и в Америке, то нарастает взаимная отчуждённость. Быть сослуживцем – это хорошо, но явно недостаточно для сближения. А где общаться вне службы? Немногие предприятия могут себе позволить корпоративы, но часто их проводить невозможно.
Вторая важнейшая причина – отсутствие обычаев общения. Их в своё время выкорчевали, а восстановиться или появиться новым пока не получается. Обычаи укореняются веками. Значит, остаётся одно – начинать заново. Причём, заодно освобождаясь от вредной привычки отождествлять общение с неумеренным возлиянием спиртного, что говорится, «до поросячьего визга». Не вижу дурного в том, чтобы брать примеры. Смотришь картины старинных наших художников, и видишь, как чинно сидели за чаем извозчики. Совместно вёдерный самовар усиживали. Сейчас так вряд ли будут пить, но учиться чинности – не грех.
Или картины Пиросманишвили. В духане сидит публика, знающая друг друга. Разносчики (кинто), ремесленники (карачохели), фаэтонщики. По кругу идёт бурдюк с вином, говорят, попивают, поют.
А те, кто был за границей, знают, сколько народу ежедневно сидит в немецких кнайпах и бирхалле
(пивных), английских пабах, испанских бодегах (винных погребках), итальянских тратториях, греческих и турецких кофейнях, иранских и среднеазиатских чайханах.
В Европе есть, где посидеть, и молодёжи, и пожилым. Бизнес откликается на любой спрос. А где посидеть нашим ветеранам? Их советы могут работать лишь пару часов в неделю. Обслуживание при общении - это тоже нагрузка, долго её не выдержишь. И место должно быть спокойным, подходящим для ритма жизни почтенной публики.
А куда деваться нашей молодёжи? Вот открыли при «Пятёрочке» интернет-кафе. На весь город одного места для общения молодёжи мало. Да и не сказать, что там удобно можно расположиться. И не интернетом единым жива молодёжь.
Должны быть и стационары для женского общения. У дам свои темы, интересы, им необходимо про это беседовать, причём в располагающей обстановке.
Общение - это великое благо. Дефицит общения негативно влияет на нервную систему, на здоровье в целом. Так что инфраструктура общения - это важная составляющая городской социальной политики. Но никто на эту тему ни в Совете депутатов, ни в администрации ни разу не заводил разговора. Надо поощрять развитие инфраструктуры общения. Её же нет! Это - серьёзное упущение. Его надо срочно устранять.
В.Венёвский
  
Погода +19 +21
утром +22 +24 днем +23 +25
Котировки
USD ЦБ РФ 90,1915 0.4046
EUR ЦБ РФ 97,7908 0.6561

Партнеры









































все партнеры